Адылбек Байтереков. «Узоры на камне».

Адылбек Байтереков. «Узоры на камне».

9 июля — 27 июля
Галерея искусств Зураба Церетели
ул. Пречистенка, д. 19

Российская академия художеств и Галерея искусств Зураба Церетели при участии Министерства культуры и информации Кыргызской Республики, Посольства Кыргызской Республики в Российской Федерации и Союза Художников Кыргызской Республики представляют выставку произведений заслуженного деятеля искусств Кыргызской Республики Адылбека Байтерекова «Узоры на камне».

Адылбек Байтереков принадлежит к поколению мастеров, ярко заявивших о себе во второй половине 1980-х годов. В 1979 году он окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В те годы в кыргызском искусстве явно ощущалась необходимость изменений в устоявшейся системе образов и тем. И молодые художники — выпускники вузов Москвы и Ленинграда, вернувшись на родную землю, приложили немало сил, чтобы полученные знания по-новому воплотить в своих живописных, графических и скульптурных произведениях.

Творчество Адылбека Байтерекова хорошо известно в Кыргызской Республике и за ее пределами. Работы художника всегда узнаваемы на выставках благодаря характерным для него образно-пластическим решениям и оригинальной технике письма. Основой метаморфозы в его художественной практике стало стремление раскрепостить энергетику цвета и воплотить личностное отношение к ней.

В своём творчестве А.Байтереков обращается к мотивам древних петроглифов Саймалы – Таша в Ферганском хребте, относящихся к III – II тысячелетию до н.э., насыщенных космогоническими изображениями. Они послужили основой для создания своего собственного яркого и красочного мифа, родственного силуэтам и пластике древних знаков, — сцены охоты, кочевья, ритуальных танцев. Достижению художественной выразительности образа способствовала особая техника масляной живописи. Цветовая фактура дробящихся и одновременно сплавляющихся мазков словно имитировала шероховатость камня, создавая неожиданные световые эффекты.

На персональной выставке художника представлены работы последних лет, свидетельствующие о зрелом стиле мастера – серия полотен «Легенда» — «Солярное божество», «Фаэтон», «Долина камней». Обращение к пейзажу, натюрморту свидетельствует о продолжении приёмов живописной знаковой декорации, когда привычные предметы художник превращает в универсалии, порождая не разнообразие форм, а их идеи и символы.

Глубокое знание декоративных возможностей цвета, линии, материала позволило художнику обратиться к новому материалу – войлоку, характерному для прикладного искусства кыргызов-кочевников. В экспозиции представлена серия войлочных панно под общим названием «Колесницы».

Каждая работа А.Байтерекова оставляет ощущение, что художник пытается приобщить нас к загадкам мира и природной благодати, лишённых всякой обыденности.

 
Адылбек Байтереков. «Узоры на камне».
Адылбек Байтереков. «Узоры на камне».
Адылбек Байтереков. «Узоры на камне».
Адылбек Байтереков. «Узоры на камне».
Адылбек Байтереков. «Узоры на камне».
Адылбек Байтереков. «Узоры на камне».
Адылбек Байтереков. «Узоры на камне».
Адылбек Байтереков. «Узоры на камне».
Адылбек Байтереков. «Узоры на камне».
Адылбек Байтереков. «Узоры на камне».
Адылбек Байтереков. «Узоры на камне».
Адылбек Байтереков. «Узоры на камне».
Адылбек Байтереков. «Узоры на камне».
Адылбек Байтереков. «Узоры на камне».
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года