Выставка «Классика Полякова — памятник эпохи»

Выставка ?Классика Полякова ? памятник эпохи?

С 5 сентября
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева (МУАР)
Анфиладa Главного здания музея
ул. Воздвиженка, д. 5

Большая монографическая экспозиция посвященная творчеству архитектора Леонида Михайловича Полякова (1906 — 1969). Его имя, «затерявшееся» после борьбы с излишествами в 1955 году за расточительство государственных средств при проектировании и строительстве, так и не получило должного внимания, оставив анонимными такие небезызвестные постройки, как высотное здание гостиницы «Ленинградская», станции московского метро «Октябрьская», «Арбатская» и Волго-Донской судоходный канал.

Л. М. Поляков — яркий представитель плеяды архитекторов, которые в 1930-е годы перенесли на московскую почву новую волну классического направления в архитектуре. Благодаря им Москва приобрела особую ансамблевость, характерную для северной столицы, которая увеличила городской ландшафт. Следуя принципам своих учителей, И. А. Фомина, В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейха, Л. М. Поляков создавал «советский» или «пролетарский» вариант неоклассической архитектуры.

Опираясь на основы академической школы, безоговорочно приняв законы проектирования ордерных построений, Л. М. Поляков сформировал свой собственный, эмоционально окрашенный, архитектурный язык. Его архитектура, независимо от ее назначения (павильон метро, жилой дом, строительный объект, промышленный комплекс) обладает программным самосознанием памятника эпохи.

В рамках одного стиля творчество Л. М. Полякова отличается удивительным разнообразием. Торжественная и монументальная станция метро «Калужская – кольцевая» (ныне «Октябрьская») и элегантная ленинградская «Пушкинская» спроектированы в традициях русского ампира начала XIX века Интерьер станции «Арбатская», также как и гостиница «Ленинградская», навеяны образом древнерусской архитектуры. Цельность, единство построек Волго-Донского и суровый ансамбль Волго-Балтийского каналов демонстрируют сложность пространственно-художественного решения грандиозной площади природного ландшафта.

Классика Полякова сменила авангардное течение в архитектуре. Подобное чередование определило специфику стилистического развития мировой архитектуры ХХ века. Конкуренция этих противоположных художественных систем актуальна по сей день.

Помимо чертежей Л.М. Полякова (110 листов) на выставке в Анфиладе главного здания будут показаны проекты его учителей, И.А. Фомина, В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха, фотографии и документы из фондов МУАРа и частных архивов.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года