Мария Ломакина. 1896–1964. Живопись. Графика

26 сентября — 15 декабря 2008
Государственная Третьяковская галерея
Крымский Вал, 10, залы 21–22

Неангажированным художникам середины ХХ века, к которым принадлежит Мария Ломакина, были равно далеки как авангард, так и соцреализм. Их творчество, ныне признаваемое как «третий путь» в искусстве советского периода, сохранилось в основном у наследников и в частных коллекциях. Только в последние десятилетия их произведения поступают в собрания крупных музеев и мало известны широкой публике. К числу таких полузабытых «островов» относится и наследие М.В.Ломакиной (1896–1964).

Первая музейная выставка одного из значительных мастеров «тихого искусства» охватывает весь творческий путь художницы от 1910-х до 1960-х годов. Ученица К.С.Петрова-Водкина, М.В.Ломакина работала в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве; занималась копированием и научной реконструкцией древнерусской монументальной живописи. В творчестве Ломакиной воплощены знание традиций классического искусства и понимание принципов построения фрески, хотя она, монументалист по образованию и призванию, не имела возможности осуществить свои замыслы в сталинскую эпоху. Мария Владимировна Ломакина родилась в Крыму в семье петербургских интеллигентов: ее отец участвовал в устройстве Никитского ботанического сада. В 1910-е годы училась на Высших женских курсах в Москве, параллельно посещая художественную «Студию К.Юона». Дебютировала как живописец в 1919-м.

В 1923 году Крымский Союз работников искусств направил Ломакину в Петроградскую Академию художеств, где она поступила на монументальное отделение в мастерскую К.С.Петрова-Водкина. В 1927 году защитила дипломную работу, состоявшую из проекта стенной росписи «Охрана материнства и младенчества» и научного исследования «Художественные манеры фресок церкви Спаса Нередицы», куда входили копии фресок (работа была рекомендована к публикации). В дальнейшем художница отдала много сил научной реконструкции древнерусской живописи, прежде всего фресок Софийского собора в Киеве и церкви Спаса на Нередице под Новгородом. По ее копиям стенописи воссоздавался облик Спаса на Нередице, разрушенного в годы Великой Отечественной войны. В 1931 году Ломакина была командирована от сектора искусств Наркомпроса РСФСР для работы над темой «На табачных плантациях» в Крым, где, помимо зарисовок труда табаководов и виноградарей и эскизов к тематической картине, создала много портретов и пейзажей; позже жанр пейзажа будет преобладать в ее творчестве. Однако большое полотно в духе соцреализма, посвященное сельскому хозяйству, художницей так и не реализовано. Ясный и мужественный дух ее композиций на темы труда чрезвычайно далек от производственного пафоса официального искусства.

Начиная с 1933 года, когда Мария Ломакина вышла замуж за скульптора Алексея Петрова, происходившего из семьи потомственных мастеров художественных промыслов подмосковного села Богородское, и до конца дней ее жизнь и творчество были связаны с Загорском (ныне Сергиев Посад). В 1933–36 годах она разрабатывала образцы игрушек для Загорского научно-экспериментального института игрушек. В 1959–62 годах преподавала рисунок в Абрамцевском художественно-промышленном училище.

Большинство поздних пейзажей художницы, опиравшейся на традиции древнерусской и ренессансной фрески, посвящены природе и архитектуре Подмосковья, в первую очередь Троице-Сергиевой лавре и ее окрестностям. Отсутствие средств на материалы обусловило малый, порой близкий к миниатюре формат ее картин, но при этом она всегда стремилась к панорамному охвату пространства, к высокой степени обобщения натурных впечатлений. Искусство М.Ломакиной, словно ставившей себе задачу показать каждый уголок окружающего мира как элемент вселенской гармонии, обладает монументальным масштабом при ярко выраженной лирической окраске. Отдел живописи 1-й половины ХХ века стремится полновесно продемонстрировать творчество художницы. Для ретроспективы собрано свыше ста живописных и графических работ Марии Ломакиной, а также эскизов в сфере декоративно-прикладного искусства, из коллекций Третьяковской галереи, куда они попали после первой персональной выставки художницы (Москва, МОСХ, 1993), а также Русского музея, Музея Востока, Художественного музея Грузии. Однако в экспозиции преобладают произведения М.Ломакиной, хранящиеся в собрании дочери художницы М.А.Ломакиной и специально отреставрированные.

Куратор выставки – заведующая отделом живописи 1-й половины ХХ века Татьяна Ермакова

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года