Выставка из собрания Третьяковской галереи в Химкинской картинной галерее имени С.Н. Горшина

C 26 сентября
Московская область, г. Химки, ул. Московская, 15 (здание Администрации), 3-й этаж
Центральный вход со стороны площади

Выставка из собрания Третьяковской галереи в Химкинской картинной галерее приурочена к столетию Сергея Николаевича Горшина – крупного ученого и собирателя произведений искусства. Он является основателем Химкинской картинной галереи и дарителем Третьяковской галереи.

История коллекции С.Н.Горшина восходит к 1940-м годам, к началу 1980-х в ней насчитывалось около 300 произведений живописи и графики более 100 авторов. Внимание С.Н.Горшина было сосредоточено на творчестве передвижников, представителей академической живописи второй половины XIX века, мастеров «Союза русских художников», «Мира искусства» и других объединений первой трети ХХ столетия. В коллекции, диапазон которой – от начала 60-х годов XIX века до 1930-х, преобладали искусство реалистического направления, русский импрессионизм, графическое и театрально-декорационное творчество художников стиля модерн. Среди лучших произведений – картины и этюды И.И.Шишкина, А.К.Саврасова, И.К.Айвазовского, В.Е.Маковского, В.Д.Поленова, И.И.Левитана, М.В.Нестерова, К.А.Коровина, М.С.Сарьяна.

Значительную часть собрания Горшина составили работы не причисляемых к хрестоматийным, но исключительно талантливых живописцев рубежа столетий: К.Я.Крыжицкого, Н.Н.Дубовского, Н.В.Досекина, С.Ю.Жуковского, Н.И.Мещерина, А.Е.Архипова, В.Н.Бакшеева, П.И.Петровичева, А.С.Степанова, С.А.Виноградова, В.В.Переплетчикова, К.Ф.Юона и других. Особенностью собрания является то, что в нем широко представлены произведения мало известных авторов, не уступающие по уровню работам их выдающихся современников. Собранные коллекционером картины и рисунки охватывают немалый временной период.

Горшин не стремился к приобретению масштабных полотен именитых мастеров отечественной школы и экспериментальных работ авангардистов. Он видел свою задачу в осознанном формировании цельного, проникнутого единой идеей собрания, отражающего одну из самых характерных сторон русской культуры и ментальности – любовь к природе, воплощенную в лирической пейзажной живописи. Это отвечало его собственному мировосприятию. По признанию коллекционера, природа не только одухотворяла его жизнь, но и повлияла на выбор пути: Сергей Николаевич был видным специалистом в области древоведения и защиты леса. Он опубликовал более 260 монографий и статей на эту животрепещущую тему; одна из его книг была удостоена премии Академии наук СССР.

На протяжении многих лет С.Н.Горшин размышлял, в том числе в своих статьях, о проблемах коллекционирования, о взаимоотношениях частных собирателей и музеев. К 1980-м годам он окончательно утвердился в идее создания на основе своей коллекции общедоступной картинной галереи в городе Химки, где он жил и работал с 1934 года. Процесс формирования галереи начался в 1986 году, когда численность собрания достигла 250 произведений и оно было просмотрено руководством Третьяковской галереи. Итогом просмотра стало решение провести в залах Галереи выставку. В ответ Сергей Николаевич предложил принести в дар сокровищнице русского искусства более 50 работ из своего собрания.

В 1989 году в Третьяковской галерее с успехом прошла выставка, к которой был издан серьезный научный каталог. Дар Горшина занял достойное место в собрании ГТГ. Тогда же было оглашено официальное заявление о передаче городу Химки 120 произведений и их размещении в здании, построенном архитектором Федором Шехтелем. Позднее в связи с тем, что в здании находилась больница, а его освобождение и реставрация заняли бы слишком длительное время, галерею решили открыть в помещении городской администрации, где был выделен зал, реконструированный при помощи Ассоциации инновационных агентств г.Химки. Сергей Николаевич увеличил количество переданных в галерею работ до 190, что позволило создать полноценную экспозицию, отражающую развитие русской живописи второй половины XIX – начала ХХ века.

Галерея была открыта в 1992 году и вскоре стала настоящим культурно-образовательным центром города. В 1996 году был издан богато иллюстрированный каталог химкинской коллекции. Имя галереи и собрание, имеющее собственное неповторимое лицо, прочно вошли в художественную жизнь России.

В составе выставки 10 произведений живописи из коллекции ГТГ, экспонируемых в специально отведенной части зала Химкинской картинной галереи. Среди них – картины И.К. Айвазовского, А.К.Саврасова, И.И. Шишкина, С.Ю.Жуковского, П.И.Петровичева.

Проезд:

От ст. метро «Речной вокзал» автобус № 851, 443, 342; маршрутное такси: № 662, 532, 443, 342 до остановки «Бутаково»
От ст. метро «Планерная» автобус № 817 до остановки «Бутаково»; маршрутное такси № 469 до станции «Химки»
С Ленинградского вокзала – до ст. «Химки», далее пешком по ул. Московская до дома 15

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года