Предаукционная выставка Сотбис в Москве/2008

Эдвард Мунк. «Вампир» (1894)

16-19 октября 2008
Государственный музей современного искусства российской академии художеств
Гоголевский бульвар, 10

С 16 по 19 октября 2008 г. Аукционный дом Сотбис представит одну из самых крупных и значительных выставок, когда-либо организованных аукционным домом в Москве. На выставке будут представлены топ-лоты предстоящих осенних аукционов Сотбис в Нью-Йорке – уникальные работы импрессионистов, модернистов и произведения современного искусства. В экспозицию войдут произведения Эдгара Дега, Эдварда Мунка, Пабло Пикассо, Клода Моне, Анри Матисса, Джеффа Кунса, Роя Лихтенштейна, Ричарда Принса и других художников. Выставка пройдет в Государственном Музее Современного Искусства Российской Академии Художеств, расположенном по адресу: Москва, Гоголевский бульвар, 10, стр.1.

На предаукционной выставке в Москве будет представлена уникальная пастель Эдгара Дега «Отдыхающая танцовщица». Работы такого уровня редко выставляются на аукцион. В этой изящной картине, выполненной в 1879 г., изображен тайный мир закулисья блистательных балетов Пале Гарнье. Жизнь артистов за кулисами привлекала Дега больше, чем блеск сцены и сияние рамп. В работах конца 1870-х и 1880-х гг. он пишет артистов в бытовых ситуациях: на разминке, отдыхающими перед занятиями или, как здесь, расслабляющимися после тяжелых упражнений. Данное произведение приобрел в 1885 году друг художника, в чьей семье оно хранилось более 100 лет до своего первого появления на аукционе Сотбис в Лондоне 1999 г., когда оно ушло за рекордную сумму для произведений Дега. Эстимейт картины составляет более $40 млн.

На выставке будет представлен исключительно редкое произведение Эдварда Мунка – «Вампир» (1894). «Вампир» считается одним из знаковых произведений в истории искусства. Впервые появившись на публике, картина стала сенсацией и остается ей до сих пор. В «Вампире», Мунк обратился к теме любви и смерти; откровенный эротизм картины навевает ассоциации с провокационными работами Гойи, Фрэнсиса Бэкона и Дэмиена Херста. Картина вошла в живописный цикл «Фриз жизни», над которым работал художник в 1890-х гг. В этот цикл также входят и знаменитые «Крик» и «Мадонна». «Вампир» выставляется впервые после сенсационного аукциона Сотбис в прошлом году, когда произведение Мунка «Девушки на мосту» 1902 года было продано за $30 841 000. Это уникальное произведение широко экспонировалось в мире и более 10 лет находилось по договоренности с владельцами в экспозиции Музея искусств Метрополитен в Нью-Йорке. Предполагаемый эстимейт «Вампира» составит более $35 млн.

Еще одним уникальным экспонатом выставки станет одна из самых значительных работ Пикассо, появлявшихся на аукционах последних лет. Картина «Арлекин» (бюст) 1909 г., была написана в поворотный момент для истории современного искусства; всего через два года после ее написания Пикассо завершил свою переломную работу — «Девушки из Авиньона». На портрете изображен Арлекин, один из самых любимых Пикассо персонажей. В течение последних 60 лет этот шедевр кубистического периода Пикассо находилась в собственности художника-сюрреалиста Энрико Донати, умершего в начале этого года в возрасте 99 лет. Донати, итальянец по происхождению, входил в круг выдающихся европейских художников, вместе с которыми он уехал в Нью-Йорк в начале Второй мировой войны. Среди них были Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Ив Танги, Аршил Горки, Марсель Дюшан, Джорджио де Кирико и другие. С Дюшаном Пикассо связывали дружеские отношения, а также многолетнее творческое сотрудничество. Эстимейт картины составит более $30 млн.

На картине «Портрет сидящего человека» Амедео Модильяни изобразил неизвестного господина. Работа была написана в конце первой мировой войны, когда художник жил в Ницце (эст. $18/25 млн.). Судя по буржуазному одеянию, Модильяни изобразил представителя «белых воротничков».

Живописная серия с видами Руанского собора кисти Моне считается одной из самых значительных в его творчестве и в живописном наследии импрессионизма в целом. Многократно повторенный мотив Руанского собора, запечатленного в разное время суток и года, стал определяющим в формировании эстетических концепций импрессионизма. «Собор в тумане», изображающий фасад готического здания, укрытый плотной серо-голубой дымкой – один из самых выразительных образов во всей серии (эст. $16/22 млн.). Моне отобрал именно эту картину из двадцати видов Руанского собора для показа в галерее Дюран-Руэль в 1895 году. На предаукционной выставке Сотбис также будут представлены произведения других классиков импрессионизма – работы Камилля Писсарро, Пьера-Огюста Ренуара, Поля Сезанна и Альфреда Сислея.

На выставке будут представлены две работы Анри Матисса, выполненные в начале 1930-х годов. В это время художник редко обращался к станковой живописи, работая преимущественно над созданием фрески «Танец», заказчиком которой выступил д-р Альберт С. Барнс. На обеих картинах представлены знаковые для творчества Матисса сюжеты. Утонченный портрет элегантной молодой женщины — «Портрет Титин Тровато в платье и шляпе», стал одним из первых портретов, написанных Матиссом после нескольких лет работы над «Танцем» (эст. $12/18 млн.). Хотя он и опасался, что его живопись станет слабее после долгого перерыва, данная работа свидетельствует об обратном. Палитра картины, составленная из смелых оттенков зеленого, контрастирующих с бледно-желтым и ярко-красным, демонстрирует колористическое дарование Матисса. Композиция картины отражает скульптурное мышление Матисса, что справедливо и для других его работ 1930-х годов. Художник располагает свою модель на фоне бледно-лиловой решетки, словно подчеркивающей архитектурные пропорции ее тела. В центре его внимания находится округлая линия плеч модели, подчеркнутая кроем платья и боа, а мягкие контуры лица и шеи выделяются отчетливыми, резкими мазками.

«Натюрморт с тремя вазами» – великолепная картина Анри Матисса 1933 г. (эст. $8/12 млн.). Как и его современник Пабло Пикассо, Матисс экспериментировал с перспективой, стремясь добиться визуального драматизма. На данной картине он расставил три вазы на столешнице, словно наклонившейся вперед. Красна книга, изображенная в нижнем левом углу картины, визуально усиливает ощущение неровной поверхности. «Натюрморт с тремя вазами» оставался в личном собрании Матисса до его смерти в 1954 г. Затем картину унаследовала его дочь Маргерит и впоследствии продала ее галерее Нёдлера в Нью-Йорке в 1966 г. В том же году картину приобрела Эвелин Шарп, коллекционер из Нью-Йорка. Она собирала искусство начала ХХ в., и «Натюрморт с тремя вазами» стал одной из жемчужин ее коллекции.

На предаукционной выставке Сотбис в Москве будет представлено несколько топ-лотов ноябрьских торгов современного искусства в Нью-Йорке, в том числе скульптура Джеффа Кунса «Медведь и полицейский» 1988 г, дерево, роспись (эст. $8/12 млн.). Данная скульптура входит в его знаменитую серию скульптур «Банальность» конца 1980-х гг., — одну из самых последовательных работ художника. В серии «Банальность» Кунс исследует ту роль, которую играют реклама и популярные образы в современной культуре. Как и остальные скульптуры этой серии, «Медведь и полицейский» вдохновлена образами парковой скульптуры из раскрашенного дерева и фарфоровыми безделушками из сувенирных лавок, которые часто встречаются в домах среднего класса. Здесь Кунс исследует механизмы присвоения образа, обращаясь к повседневным предметам.

На выставке будет представлена еще одно произвдение Джеффа Кунса – картина «Дерзкий» 2000 г. (эст. $4/6 млн.), входящая в серию работ «Легкие эфемерные забавы». Работа состоит из красочных символов продуктов питания, бикини и пляжей, наложенных друг на друга в несколько слоев. Образы «Дерзкого» являются метафорой воздействия на современного человека различных раздражителей. Кунс использует повседневные предметы в масштабе рекламного плаката, фрагментируя их, смещая масштабы, противопоставляя друг другу.

Ричард Принс, представлен на выставке картиной «Медсестра из Эверглэйда» 2003 г. (эст. $4/6 млн.). Источником вдохновения для Принса, как в случае с данной картиной, часто служили обложки дешевых бульварных романов 1960-х годов. Образ медсестры был заимствован художником с одной из них. Картина выполнена в сложной технике. Сначала на холст наносился образ медсестры с помощью метода струйной печати. Затем Принс наносил на однородную поверхность принта акриловую краску, которая слой за слоем, создает необычный художественный эффект, подчеркивая пространственную глубину композиции. Сквозь просвечивающие слои краски проступает призрачный образ медсестры.

«Натюрморт № 58» Тома Вессельманна (эст. $3,5/4,5 млн.) – коллаж, собранный из разных предметов, как роза и сигарета. В начале 1960-х гг. Вессельман начал работу над серией натюрмортов, базирующихся на образах поп-культуры и рекламы потребительских товаров. Одновременно он разрабатывал серию «Великие американские обнаженные». Со временем две серии тесно переплелись друг с другом, и постепенно художник отказался от введения человеческой фигуры в композицию своих картин, сначала заменяя ее на фрагменты тела, например, ноги, губы или руки. В более поздних работах, подобно данной картине, созданной в 1969-1972 гг., человек и вовсе отсутствует. Однако отдельные детали картины, как зажженная сигарета, покоящаяся на пепельнице явно указывают на его скрытое присутствие.

Картина Роя Лихтенштейна «Город и окрестности. Штат Нью-Йорк. Эскиз фрески» 1968 г. (эст $4/6 млн.) выставлена на торги из имения Джудит Риклис. В 1967 г. Рой Лихтенштейн начал серию картин — «Современная живопись», в которую входит данное произведение. Работы этой серии в значительной степени вдохновлены стилем «ар деко», особенно его находками в области орнамента и дизайна. Геометрический орнамент — круги, треугольники, полосы и прямоугольники вокруг предметов формируют пространство картины, будто состоящее из множества слоев и уровней. В данной работе проявился характерный графичный стиль художника, отточенный им в сериях картин-комиксов начала 1960-х. Использование почти исключительно основных цветов – красного, желтого, синего – в максимальной степени приближает картины по чувству, текстуре и колористической гамме к коммерческой рекламе. Работы художника, на подобие этой, стоят на пересечении поп-культуры и высокого искусства.

Картины старых мастеров – 29-30 января 2009 г., Нью-Йорк

На выставке будет представлено произведение Франсиско де Гойи «Портрет князя Алоиза Венеля фон Кауниц-Ритберга» — который станет топ-лотом январского аукциона живописи старых мастеров 2009 г. в Нью-Йорке. Картина написана в 1815-1817 гг. после того, как французскую армию была изгнана из Испании и Гойя вновь стал придворным художником. Работа характерна для позднего творчества Гойи. Принц Кауниц-Ритберг, унаследовав богатое собрание своей семьи, считался знатоком искусств и закал Гойе, — самому знаменитому художнику в Мадриде, написать свой портрет. Портрет написан в виртуозной технике. Видимо, сразу после окончания работы, он был вывезен из Испании в Вену. Рработа стала известна широкой публике в 1989 году, когда была выставлена на аукционе в Швейцарии из собрания Юрга Штукера из Берна.

*Эстимейт не включает премию покупателя

 
На предаукционной выставке в Москве
На предаукционной выставке в Москве
На предаукционной выставке в Москве
На предаукционной выставке в Москве
На предаукционной выставке в Москве
На предаукционной выставке в Москве
Михаил Каменский представляет копию
Михаил Каменский представляет копию "Супрематической композиции" Казимира Малевича (1916). Ожидается, что картина будет продана 3 ноября значительно выше своего нижнего эстимейта в $ 60 млн
Ранняя работа Энди Уорхола
Ранняя работа Энди Уорхола
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года