Вячеслав Калинин. Живопись. Графика

10 октября — 9 ноября 2008
ГТГ, Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12

Третьяковская галерея знакомит зрителей с одним из известных представителей «другого искусства». Персональная выставка Вячеслава Калинина впервые организована в музейном пространстве в преддверии 70-летия художника.

Вячеслав Васильевич Калинин (род. 1939), выпускник Абрамцевского художественно-промышленного училища, заявил о себе уже в 1965 году, когда в Институте ядерной физики имени И.В.Курчатова состоялась его первая выставка (совместно с Эриком Булатовым).

Был активным участником ряда нашумевших коллективных выступлений, когда свое неподцензурное творчество демонстрировали признанные ныне классиками художники московского «андеграунда». Это, в частности, выставка из собрания А.Глезера в Тбилиси (1967), выставка во дворе дома американского журналиста Э.Стивенса в Москве (1970), а также легендарная экспозиция живописи в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ (1975). Не вписывавшийся в официальные арт-структуры, не состоявший в Союзе художников СССР, Калинин, тем не менее, много выставлялся, причем начиная с 1969 года – и за рубежом: в Италии, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Франции, Дании, США.

Долгие годы был среди художников – членов Московского горкома графиков на «Малой Грузинке». В 1991 году по приглашению галереи Э.Нахамкина (США) Вячеслав Калинин вместе с семьей переселился за океан, где живет в Лос-Анджелесе, но в последнее десятилетие регулярно проводит часть года в Москве и деревне Прилуки на Оке. В начале творческого пути Вячеслав Калинин сблизился с «Лианозовской группой», неоднократно посещал дом Евгения Кропивницкого, барак-мастерскую Оскара Рабина и, безусловно, испытал влияние этого мощного очага нонконформизма. Наряду с Владимиром Немухиным, Дмитрием Плавинским, Анатолием Зверевым, Александром Харитоновым и другими мастерами «неофициального искусства» входил в т.н. творческую «двадцатку». Постоянно взаимодействуя с художниками разнообразных направлений в московском «андеграунде», он остался в рамках фигуративного творчества. По словам Калинина, главному он научился сам, изучая то графику Дюрера, то живопись Босха, Кранаха и Врубеля. Художник рано выработал собственную живописную манеру, по сей день практически не изменившуюся, и нашел свою тему в причудливом быте памятной ему послевоенной Москвы, прежде всего дворов и улочек Замоскворечья, где прошло его детство.

Конкретные детали «из жизни», автобиографическое и жанровое начало переплетаются у В.Калинина с религиозными сюжетами и фантастическими мотивами. Одаренный рисовальщик, он охотно дает волю воображению, считая себя последователем романтической линии в московской школе живописи. Калинин вводит в свои произведения портреты реальных лиц, обнаженную натуру и зарисовки архитектурных достопримечательностей Москвы, однако тяготеет к символическим композициям, где настойчиво противопоставляет силы «света и тьмы». Характерные черты работ художника, созданных в духе карнавальной культуры, – гротескная перенаселенность действующими лицами, будто подхваченными вихрем, и своего рода раздвоение изображаемых предметов и персонажей, которые существуют одновременно в реальном и воображаемом пространстве. Сквозной темой творчества Калинина стал пестрый, напоминающий цыганский табор, но притягательный своей открытостью и доверчивостью, неунывающий «корабль дураков».

В круг своих персонажей он помещает богемных интеллектуалов и расхристанных «бомжей», удивительно точно улавливая русские типажи. Зачастую живописец добавляет в водоворот предметов и лиц автопортреты, порой хитроумно их маскируя или наделяя карикатурными чертами.

В состав ретроспективы В.Калинина в Третьяковской галерее включены живопись и графика из коллекций ГТГ, музея «Другое искусство» в РГГУ, собрания автора, а также из нескольких российских и зарубежных частных коллекций – таких, как собрания Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Михаила Алшибая и пр. Демонстрируется около 70 картин, созданных на протяжении почти полувека, с 1960 года по настоящее время, а также графические работы 1970–90-х – акварели, рисунки карандашом и пастелью, офорты, коллажи.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года