Оскар Рабин. Три жизни. Р е т р о с п е к т и в а

28 октября — 7 декабря 2008
ГТГ, Крымский Вал, 10, залы 80–81

Самая полная и масштабная ретроспектива Оскара Рабина в России приурочена к 80-летию одного из лидеров российского неофициального искусства второй половины ХХ века.

Третьяковская галерея продолжает цикл монографических выставок, который возвращает в российскую художественную жизнь классиков нонконформизма 1960–1970-х, в настоящее время живущих за пределами России.

Оскар Яковлевич Рабин (род. 1928) – значимая фигура советской независимой культуры, возникшей в эпоху «оттепели» в противовес официальному искусству. Произведения О.Рабина, на Западе прозванного «Солженицын в живописи», правдиво и красноречиво отразили настроения общества в 60–70-е годы. Однако творчество художника по сей день не утратило актуального звучания. В 2006 году ему присуждена Государственная премия «Инновация» в номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства».

Выдающийся мастер с глубоко индивидуальным восприятием мира, Оскар Рабин стоял у истоков нонконформизма. Он был в числе организаторов «Лианозовской группы», сложившейся вокруг Евгения Кропивницкого – живописца и поэта, который в годы войны заменил отца рано осиротевшему художнику. На протяжении семи лет (1958–1965) бывший лагерный барак в Лианозове, где жили Оскар Рабин и его жена Валентина Кропивницкая, служил центром притяжения для прогрессивной интеллигенции. Позже очаг неофициального искусства переместился в квартиру Рабиных близ Преображенской площади в Москве: там тоже устраивались выставки, стихотворные вечера и дискуссии, получившие резонанс на Западе.

Окружавшая семью жизнь московского пригорода с «низкими» приметами советской материальной обыденности, ее драматической абсурдности надолго стала темой творчества Рабина. Пейзаж, натюрморт, интерьер – излюбленные жанры художника, продолжающего традиции европейского экспрессионизма 1920-х. Стремясь придать изображению социально-критическое звучание, подчеркнуть антигуманность среды, в которой обитает современный человек, Рабин использует искажения перспективы, принципы деформации, нарушение масштабных соотношений. В эмоционально насыщенной и вместе с тем лаконичной манере О.Рабина переплетены различные жанры и художественные приемы, в картины введены элементы коллажа и ассамбляжа. Драматургию произведений подчеркивают хронологические «вехи», отмеченные обрывками газет, наклейками, этикетками.

В 1974 году Рабин выступил инициатором «Бульдозерной» и «Измайловской» выставок. Неоднократно подвергался нападкам советской критики и в результате постоянной конфронтации с властью был обвинен в тунеядстве. В 1978-м, с санкции властей выехав на год во Францию, лишен гражданства СССР и вынужден остаться в Париже. В 1985 году О.Рабин стал гражданином Франции, но в 1990-м Верховный Совет СССР вернул ему советское гражданство. Уже спустя год художник впервые показал свою выставку в Москве, тогда как на Западе он начал участвовать в выставках еще с 1960-х годов.

За годы эмиграции персональные выставки О.Рабина, получившего международное признание, состоялись в Австрии, Великобритании, Норвегии, США, Франции, Швейцарии. С начала 90-х Рабин постоянно присутствует в отечественном арт-контексте, участвуя во многих серьезных проектах.

Живопись Рабина с ее исповедальной нотой и критическим пафосом давно стала объектом частного, а затем и музейного собирательства. Первая работа Оскара Рабина в Третьяковской галерее появилась в 1994 году как дар автора. Позднее, в 2000 и 2006 годах, благодаря художнику В.Н.Немухину и поддержке Правительства Москвы и Министерства культуры РФ, собрание Галереи пополнилось еще тремя картинами Рабина.

В названии выставки «Оскар Рабин. Три жизни» использовано заглавие автобиографической книги, опубликованной в 1986 году в Париже. Деля свою судьбу, полную лишений и трагических событий, на три этапа – юность до 1953 года, жизнь в Москве и в Париже, – художник покажет живописные и графические работы, созданные примерно за полвека. В экспозицию войдут лучшие полотна О.Рабина, в том числе «Паспорт», «Портрет семьи», «Натюрморт с водкой и селедкой», коллажи парижского периода и небольшой раздел графики. В целом экспонируется около ста произведений.

Осуществление столь масштабного проекта стало возможным благодаря совместным усилиям двух заинтересованных организаций – Третьяковской галереи и Некоммерческой организации «Ты и искусство», учредителями которой являются Ивета и Тамаз Манашеровы.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года