«Следы минувшего. Сокровища отечественной истории из музеев Российской Федерации в залах ГИМ»

САККОС МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО И ЯРОСЛАВСКОГО ИОНЫ III  Сольвычегодск. XVII в.

22 октября — 30 января 2009
Государственный Исторический музей
Красная площадь, 1

Ростовская и Ярославская митрополия занимала третье место в иерархии Русской православной церкви, а возглавлявший ее в 1652-1691гг. Иона (Сысоевич) – высокое положение в церковной иерархии. В 1664 г., после опалы патриарха Никона, он несколько месяцев был местоблюстителем патриаршего престола.

Своей известностью митрополит Иона обязан, прежде всего, многочисленным памятникам архитектуры. Обладая тонким вкусом и незаурядными организаторскими способностями, Иона Сысоевич подарил ростовской и ярославской земле немало архитектурных шедевров, в которых проявилось отношение митрополита к ключевому вопросу общественной и церковной жизни середины XVII в. – что выше «священство» или «царство»? Наиболее ярким свидетельством идейной платформы Ионы служит построенный им архиерейский дом в Ростове. В архитектуре и монументальной живописи этого дома воплотилось представление о всепоглощающем церковном начале.

Представленные на выставке саккос и омофор — верхнее архиерейское богослужебное облачение митрополита ростовского и ярославского Ионы III (Сысоевича) изготовлены в 1665 г. в одной из лучших мастерских XVII столетия, устроенных в Сольвычегодске семьей Строгановых, богатейших купцов и промышленников. Эти памятники относятся к уникальным произведениям древнерусского шитья. Особенность саккоса состоит в том, что практически вся его поверхность заполнена сюжетными изображениями, а выбор образов святых наполнен идеологическим содержанием и является ярким свидетельством эпохи реформирования Русской Православной церкви середины XVII в.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года