«Возвращение Константина Истомина»

«Возвращение Константина Истомина»

18 — 26 октября
Центральный Дом Художника на Крымском валу, 10

В рамках XXV Российского антикварного Салона галерея «Ковчег» представляет свой долгосрочный проект. Экспозиция галереи на Салоне (стенд № 8-22) будет состоять из живописных и графических произведений Константина Истомина 1910-х – 1930-х годов и станет первым публичным показом в рамках проекта.

На стенде также будет представлен альбом «Константин Истомин», изданный «Ковчегом» в октябре 2008 года.

Художник Константин Николаевич Истомин – фигура во многом загадочная. С одной стороны, общеизвестно, что художник и педагог, член обществ «Маковец», «4 искусства» и АХР, автор хрестоматийно известной картины «Вузовки» (1933), в настоящее время представленной в постоянной экспозиции Третьяковки «Искусство ХХ века», оказал заметное влияние на несколько поколений мастеров российского изобразительного искусства. Хорошо известно и то, что Истомин сыграл весьма заметную роль в становлении профессионального обучения изобразительному искусству в послереволюционной России. У поколения художников, обучавшихся в Москве в 1920-х – 1930-х годах во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, затем – в Московском полиграфическом институте и Московском художественном институте (впоследствии получившем имя В. И. Сурикова) сложилось почти легендарное представление о «дяде Косте», как звали Истомина ученики. Произведения Истомина хранятся во многих отечественных музеях, начиная с коллекций ГТГ, Русского музея и ГМИИ имени А. С. Пушкина. В то же время, они десятилетиями отсутствовали в частных собраниях и пространстве антикварного рынка.

Произведения Истомина уцелели благодаря его преданному ученику и последователю Леониду Казенину (1897–1965). Опытный реставратор, он восстановил в послевоенные десятилетия те истоминские холсты, которые впоследствии разошлись по музеям. В настоящее время «Ковчег» работает с обширным архивом Казенина, содержащим живопись и графику Истомина, которыми он не успел распорядиться. На материале этой коллекции планируется ряд шагов, которые позволят восстановить и публично представить неизвестные широкой публике произведения Истомина – лишь несколько десятков вещей из казенинского архива были опубликованы в альбоме «К. Истомин. Избранные произведения», выпущенном издательством «Советский художник» в 1985 году.

Долгосрочный проект «Возвращение Константина Истомина» начат галереей «Ковчег» в текущем году. Первая полноценная экспозиция произведений художника откроется в «Ковчеге» уже в ноябре 2008 года. Предваряя эту выставку, в рамках XXV Российского антикварного Салона (октябрь 2008, ЦДХ) «Ковчег» показывает графические и живописные произведения Истомина разных лет. По мнению экспертов Государственного НИИ реставрации, эти вещи «имеют музейное значение».

Биография художника

Константин Истомин родился в 1887 году в Курске, в семье пехотного офицера (его отец был племянником адмирала В. И. Истомина, героя обороны Севастополя в 1854-1855 годах). Затем семья переехала в Харьков, где Константин начал заниматься в частной студии художника Е. Е. Шрейдера – учившегося в Париже, поклонника и последователя барбизонцев, оказавшего значительное влияние на формирование вкусов и пристрастий молодого художника. В 1905 году Истомин попал в тюрьму за участие в выступлениях рабочих. Выйдя из заключения, он уехал в Мюнхен, где вместе с Владимиром Фаворским учился в школе Шимона Холлоши, а через три года оба продолжили образование в Московском университете на только что созданном отделении истории искусств.

С 1913 по 1918 год Истомин воевал на фронтах Первой мировой войны, командовал артиллерийской батареей, перенес контузию и операцию. При этом в 1916-м на ХХII выставке «Московского товарищества художников» впервые экспонировалась живописная работа Константина Истомина «Лимоны». После демобилизации художник продолжал напряженно работать, постоянно принимал участие в разнообразных выставках. С начала 1920-х и до 1930 года Истомин работал во ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе, в частности, руководил его подготовительным отделением, был профессором живописи, заместителем директора ВХУТЕМАСа по научно-учебной работе, проректором живописного отделения. В этот же период он участвовал в выставках художников объединения «Маковец» и общества художников «4 искусства», где был секретарем.

В 1932-м вышел в свет роман Дмитрия Фурманова «Чапаев» с иллюстрациями Истомина. В том же году художник принял участие в юбилейной выставке «Художники РСФСР за 15 лет», которая проходила сначала в Ленинграде в Государственном Русском музее, затем – в Москве, где Истомин показывал «Вузовок». Несмотря на приобретение этой картины Третьяковской галереей, именно в период с 1930 по 1933 год творчество Истомина подверглось обычной для того времени критике. «Мое художественное прошлое было признано формалистическим, со всеми вытекающими отсюда последствиями», — сообщал в автобиографии художник.

В 1941 году Истомин участвовал в «Выставке лучших произведений советских художников». В октябре того же года, вместе с частью студентов и преподавателей Московского художественного института уехал в эвакуацию в Самарканд.

В июле 1942 года Константин Истомин умер в Самарканде.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года