«Вера, Надя, Люба». Живопись

«Вера, Надя, Люба». Живопись

28 октября — 9 ноября 2008
Галерея на Солянке
ул. Солянка ½, стр. 2 (вход с ул. Забелина)

Активность [женщин] на рынке труда такова, что некоторые мужчины не выдерживают конкуренции и сходят с дистанции, превращаясь в «домохозяев».(Журнал Новотульский металлург, ХХI век)

Проект Галереи на Солянке и молодой художницы из Белоруссии Анны Силивончик – это попытка приоткрыть дверь в удивительный мир женских грез, мечтаний и фантазий, увидеть, что происходит, когда воздушные мечты лопаются, как мыльные пузыри, сталкиваясь с реальной жизнью и «пошлой действительностью».

В современном мире, в погоне за модной идеей о равноправии полов, перенимая мужской стиль поведения и модель жизни, женщина все больше теряет свою специфическую женскую философию, как и саму женственность, что, в свою очередь, приводит к ослаблению в современных мужчинах истинно мужского начала.

Автор в своей простодушной, яркой и запоминающейся манере, весело, иронично, но, в тоже время, серьезно размышляет над этими проблемами.

Проект Галереи на Солянке и молодой художницы из Белоруссии Анны Силивончик называется «ВНЛ», что расшифровывается как «Вера, Надя, Люба». С одной стороны, это такие самые обыкновенные среднестатистические женщины, а с другой стороны – аббревиатура «ВНЛ» предстает здесь как универсальное воплощение женского начала, некая мистическая субстанция, что-то перекликающееся с НЛО, во всяком случае, не менее непознанное, некий сгусток энергии, энергии Инь, энергии Шакти.

Ведь, как индуистская богиня Деви – жена бога Шивы – каждая женщина имеет множество лиц и ипостасей. От кроткой и милостивой Парвати, до жестокой и грозной Кали. Творящая и разрушающая мир. Сильная и нежная, коварная и ранимая, безжалостная и всепрощающая, глупая и понимающая, любящая и ненавидящая, заботливая и капризная. Удивительно, но все эти качества с легкостью могут уживаться в одной единственной женщине. Каждая женщина несет в себе удивительный термоядерный заряд, способный взорвать вселенную на тысячи маленьких кусочков, а мужчины, как слепые котята, тычутся в его провода, чтобы найти логику в его функционировании и получить вожделенную капельку тепла.

«ВНЛ» – это три кита, воплотившие в женских именах главные славянские ценности. Три ипостаси женского начала, боготворимого мужчинами. Три психические категории, не поддающиеся объяснению сухим научным языком. Три иррациональных чувственных столпа человеческой души. Три чувства, которыми повелевают женщины, наряду с кастрюлями, пеленками и домашней неразберихой. И если мужчины могут часами и годами сидеть над этой головоломкой, женщины будут порхать, как бабочки, олицетворяя собой творящую энергию материи, которая, заметим, также женского рода. Ведь в каждой женщине когда-нибудь просыпается Богиня-мать – создательница Вселенной. И происходит это тогда, когда женщина становится Вселенной для своего ребенка. Ведь есть определенная логика в том, чтобы наделять верховное божество женскими чертами. Взять хотя бы извечный вопрос «что было раньше – яйцо или курица». Ведь речи о том, что вначале мог быть петух, здесь нет и в помине.

   Что есть женщина как многомерное объективное естество, с точки зрения человеческого сиюминутного восприятия? Что есть женщина с точки зрения женщины? Что есть объемная загадка, спроецированная на очевидную плоскость холста?

Данная серия работ представляет собой многомерный срез женского коллективного бессознательного, до сих пор убегающего от беспомощного взгляда психоаналитика. Но это никоим образом не ответ на вопрос, скорее множество новых вопросов.

«Сила женщины в том, что ее не объяснишь с помощью психологии. Мужчину можно анализировать, а женщину… только обожать». (О. Уальд).

Серия работ «ВНЛ» и есть возможность увидеть глазами ткань тайны, но ни в коей степени не раскрыть или разъяснить ее... Женщина – это калейдоскоп, который, отражая сущность, но не констатируя ее, заставляет вновь и вновь бесконечно ею восхищаться.

Но как первичная исконная энергия Инь существует только во взаимодействии с энергией Ян, представляя собой динамику мира, бесконечное движение жизни, так и для каждой женщины естественным является стремление к гармоничному союзу с мужчиной. Именно в этом женщина видит для себя важнейшую цель, свое предназначение. И каждая мечтает быть неотразимой, обворожительной и желанной. Любая женщина, от фотомодели до кладовщицы, хочет дарить любовь и быть любимой, ищет, надеется, верит и ждет своего «принца на белом коне». И чтобы непременно все было как в сказке: «И жили они долго и счастливо и умерли в один день». И чтобы все было обязательно романтично, как в книжке, и красиво, как в кино. Даже самая заурядная женщина, являясь в то же время существом уникальным и исключительным, в мечтах отождествляет себя с Афродитой, Клеопатрой, Евой, Мэрилин Монро, царицей, феей, богиней.

И проект «ВНЛ», таким образом, являет собой попытку приоткрыть дверцу в этот удивительный мир женских грез, мечтаний и фантазий, а также возможность увидеть, что происходит, когда эти воздушные наивные мечты лопаются, как мыльные пузыри, сталкиваясь с реальной жизнью и «пошлой действительностью».

Ведь в наше время женщине особенно нелегко в полной мере проявить свою женскую сущность. К сожалению, в современном мире, в погоне за модной идеей о равноправии полов, перенимая мужской стиль поведения и модель жизни, женщина все больше теряет свою специфическую женскую философию, как и саму женственность, что, в свою очередь, приводит к ослаблению в современных мужчинах истинного мужского начала. Отсюда естественным образом вытекает гиперматеринский комплекс и, в результате – подавление истинно мужской и, особенно, женской энергий. На мегакультурном уровне это выражается не только в застревании отношений между мужчинами и женщинами на инфантильных стадиях, но и в угнетении интуитивной стороны жизни, чувственного познания мира, в деградации эмоционального спектра отношений между полами. Кроме того, наша планета – Мать всего живого – страдает от переизбытка мужской энергии и злоупотребления ею, и во избежание катастрофы, она нуждается в колоссальном вливании женской энергии.

Настоящий проект ставит перед собой задачу обратить внимание на данную проблему, не предлагая готовых решений, а лишь призывая к размышлению.

   Ольга Носкова

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года