Династия. Живопись

Династия. Живопись

13 ноября – 1 декабря 2008
Oткрытие состоится 12 ноября 2008 в 19.00
Художественный Центр «Картина»
Крымский вал, 10, вход слева от ГТГ

Гландин Алексей Леонидович, Салганик Ивета Львовна, Гландин Леонид Алексеевич

«Такой феномен, как художественная династия, не стал еще предметом специального исследования, хотя особая роль, например семей Бенуа, Михалковых-Кончаловских, Васнецовых, Митурич-Хлебниковых, Шмариновых и Верейских, Ромадиных и Кугачей в развитии отечественной культуры не подлежит сомнению. Живописцы Алексей Гландин, его жена Ивета Салганик и их сын Леонид Гландин, также являются представителями не просто одной семьи художников, а достаточно целостного творческого направления, при всей яркой индивидуальной окрашенности произведения каждого из них.

Главная составляющая этого единства коренится, на наш взгляд, в общем, представлении о высоком предназначении, так называемых малых жанров — пейзажа и натюрморта, способных, в чем убеждают их собственные аботы, самобытно претворять самые сложные образные замыслы, ни в чем не уступая большой тематической картине.

Если говорить о какой-либо социальной миссии искусства династии Гландиных, то она сводится к “переакцентовке” … сознания современного человека со всего темного, угнетающего и уничтожающего его на то, что вдохновляет, возвышает, облагораживает, дает силы дышать полной грудью и радоваться каждому мгновению скоротечного бытия».

Помощник Президента
Российской Академии художеств Александр Сидоров

Гландин Алексей Леонидович (1922 — 1988)

Алексей Леонидович Гландин в Одессе и был наречен Андрео Энглянди. Рано потеряв отца — Леонардо Энглянди, мальчик воспитывался в семье итальянского консула. Первые навыки творчества Андрео получил от Г.И. Цейтлина, а с двенадцати лет он — ученик студии под руководством Антонио Дивари. В 1940 году, по рекомендации И.И. Грабаря, без экзаменов был принят на второй курс живописного отделения в Одесское художественное училище, закончить которое ему довелось только в 1949 году.

В первые дни войны, чтобы быстрее отправиться добровольцем на фронт, девятнадцатилетний Андрео Энглянди изменил свое имя на Алексея Гландина. Солдат Гландин прошел от Сталинграда до Берлина: был на передовой стрелком и пулеметчиком, бронебойщиком и командиром отделения. В минуты отдыха делал карандашные зарисовки фронтовых сцен, боев, портреты однополчан. Увидев эти наброски, командующий 62-й армией генерал В.И. Чуйков определяет Алексея в свой штаб картографом. В 1957 году Гландин закончил Ленинградскую Академию художеств. Его дипломной работой в мастерской профессора Ю. Непринцева была “Песня о Родине” (хранится в музее НИИ РАХ в Санкт-Петербурге). Композиции 1950 — 60-х годов: “Трудовые люди Кузбасса”, “Бронебойщики”, и “Освобождение Европы” — выдвинули художника в ряд ведущих молодых мастеров тематической картины. Особое место в творчестве Алексея Гландина занимают сюжетные натюрморты, посвященные Великой Отечественной войне. Картины “Неприкосновенный запас”, “Друзья боевые, походные…”, “Память о матросах”, “За непокоренный город” и “Блиндаж командарма” красноречиво напоминают об этом героическом времени. В последние десятилетия своей жизни, поселившись в Подмосковье, А. Гландин пишет много пейзажей среднерусской полосы и Тверской земли. Полотна, созданные за этот период: “Апрель в деревне” (ГТГ), “Грачиные гнезда”, “Тополек”, “Зимний вечер в Подоле”, “Радуга”, “Осень. Последние дни”, “Весенние ульи”, “Март” и многие другие, — открывают новую грань таланта художника, более всего известного как мастера тематической картины. В своей живописной системе он придерживался концепции французских импрессионистов, прежде всего К. Моне и А. Сислея. Вместе с тем, на его искусство заметное влияние оказала традиция московской школы живописи, представленной Л. Туржанским, П. Петровичевым, С. Жуковским, И. Грабарем.

Как заметил искусствовед Иван Купцов, “лирическим героем его [Гландина] работ является простосердечная, но обладающая своей философской значительностью тишина, настраивающая на неспешное раздумье, погружающая в погожее настроение, связанное с красотой земных будней, которая не нуждается к добавлении к ней чего-то внешнего”.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года