Оксана Мась. «MAS»

Оксана Мась. «MAS»

14 ноября – 14 декабря 2008
Московский музей современного искусства, Петровка 25, 3-й этаж

Московский музей современного искусства открывает персональную выставку Оксаны Мась – одесской художницы, которую несколько лет назад открыла московской публике Айдан галерея. Работы Оксаны Мась получили высокую оценку профессионального сообщества и вызвали неподдельный интерес со стороны коллекционеров. Художница исследует классические формы искусства – живопись и фотографию, удивительно точно подмечая оттенки выхваченного из жизни сюжета.

Ее стиль всегда узнаваем – лаконичные и чаще всего монохромные картины-зарисовки монументального формата, технологичные по исполнению и лиричные по настроению. Оксана постоянно экспериментирует с материалами и техниками, изобретая собственные приемы и сочетания. Помимо традиционных двумерных произведений, художница создает уникальные объекты из кожи, пластика и отживших свое автомобильных двигателей. Все это будет представлено в Московском музее современного искусства.

***

Оксана Мась – представитель новой генерации «Южнорусской волны», она родилась и выросла на Украине, живет и работает в Одессе. Впрочем, в ее искусстве нет и тени провинциализма: уже первая выставка художницы в столичной Айдан галерее в 2004 году убедила даже самых скептических критиков в том, что на московской художественной сцене появился вполне сложившийся, яркий и независимый автор.

Оксана Мась в первую очередь интересна именно тем, что как представитель «редкого» для художественного феномена южнорусской волны пола дает нам более мягкий, соразмерный зрителю вариант этого искусства. Впрочем, эта «мягкость» обманчива. Все имеющиеся в запасе критика синонимы художественного феномена южнорусской волны – «горячий постмодерн», «трансавангардное необарокко», «новая нежность» – прекрасно описывают искусство Мась. Более того, Оксана Мась всем своим видом отрицает нагромождение сомнительных стереотипов, касающихся природы искусства «женского рода». Она хороша собой, успешна, лишена комплексов и материальных проблем (и не видит поводов этого стесняться). Плюс ко всему, она игнорирует все любимые феминистским дискурсом темы – репрессирующий взгляд, социальный пол и пр. Искусство как преодоление и проблематика идентичности – не ее темы, но ее искусство также не является продуктом досуга праздной, довольно собой и окружающим миром женщины. Мась заявляет, что искусство для нее в равной степени является душевной необходимостью и одним из способов самодисциплины. А то, что она (успешный дизайнер) смогла обеспечить себя, сделало ее в искусстве свободной и безразличной к прессингу художественного рынка.

Покорив в 2004 году столицу элегантной черно-белой живописью, через три года Мась представила неожиданно красочную живописную серию «Нанятые видеть сны», чуть позже появилась по южному темпераментный проект «Драйв». Впрочем, Мась не исчерпывает себя только традиционной техникой «холст, акрил». На выставке в Музее современного искусства будут представлены две серии объектов – шокировавший в 2005 году киевскую публику проект «Феномен эпидермизма», заставляющий вспомнить про сюрреалистические кошмары художника Сальвадора Дали и наркотические миражи автора культового романа «Голый завтрак» Уильяма Берроуза, и очаровавший в 2007 посетителей ярмарки «Арт Москва» «Пересадка сердца» – обтянутые кожей тонкой выделки и инкрустированные драгоценными металлами моторы дорогих авто.

***

Биографическая справка

Оксана Мась родилась в 1969 году в городе Ильичевске Одесской области. Окончила ильичевскую Школу искусств (1986), Одесское государственное училище имени М.Б. Грекова (1992) и философский факультет Одесского государственного университета имени И.И. Мечникова (2003). Занимается живописью; работает в индивидуальной авторской технике, запатентованной в Украине. Принимала участие во многих групповых выставках в Украине, России, Европе и США. С 2003 года активно сотрудничает с московской Айдан галереей. Персональные выставки художницы проходили в Одессе (1995-1997), Киеве (2001-2005), Чехии (1997), Нидерландах (1997-1998), Испании (2004), Франции (2005). Работы Оксаны Мась приобретены Министерством культуры Украины для художественных музеев Львова и Донецка, Музеем современного искусства Амстердама, Муниципалитетом города Валькенбург (Нидерланды), Благотворительным фондом инвалидов (Венеция), а также многочисленными частными коллекционерами из разных стран.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года