«HOMO LEGENS. ЧЕЛОВЕК ЧИТАЮЩИЙ». К 50-летию книжного магазина «Москва»

6 — 30 ноября 2008
Государственная Третьяковская галерея
Выставочный зал в Толмачах
Малый Толмачевский переулок, 6, строение 1

Юбилейный проект «HOMO LEGENS. ЧЕЛОВЕК ЧИТАЮЩИЙ» подготовлен по инициативе книжного магазина «Москва», который отмечает свое 50-летие. Выставка в Третьяковской галерее, предоставившей для экспозиции ряд произведений из собственных фондов, посвящена книге и чтению в изобразительном искусстве.

Взглянуть на книгу сквозь призму времени позволяет коллекция живописи и скульптуры XVIII-XX веков из собрания ГТТ, объединенная общей темой чтения. Редко экспонируемые произведения, созданные в классическую эпоху русской культуры, в Серебряный век и в советский период, показывают, как на протяжении столетий менялся облик «человека читающего».

Различные социальные и психологические типы, для которых общим знаменателем является приверженность книге, предстают на полотнах О.А.Кипренского «Портрет А.С.Шишкова в адмиральском мундире» (1825), В.А.Тропинина «Портрет неизвестной перед распятием» (1845), Н.П.Богданова-Бельского «У больного учителя» (1897). К середине XIX столетия книга зачастую становится неотъемлемым атрибутом героя, вызывающего у художника симпатию: таковы холсты И.Н.Крамского «За чтением. Портрет С.Н.Крамской» (1866) и «Портрет П.И.Мельникова» (1876), П.П.Петрова «Мальчик с книгой» (1855), А.А.Киселева «Занятная книжка» (1897), «Читающая» Л.О.Пастернака (1904) или «Портрет сына» И.Э.Грабаря (1935). Естественным образом в этот визуальный ряд включаются живописные и скульптурные изображения писателей, поэтов и исторических персонажей – образ Анны Ахматовой, созданный О.Л.Делла-Вос-Кардовской (1914), «Портрет И.А.Крылова» кисти Р.М.Волкова (1812), композиция в дереве «Серафим Саровский» А.Г.Пологовой (1990) или бронзовый «Портрет М.В.Алпатова» С.А.Щербакова. Произведения К.В.Лемоха, Ф.А.Малявина, Н.П.Ульянова, С.А.Лучишкина, А.А.Осмеркина, К.Н.Истомина, С.Д.Лебедевой, И.Г.Фрих-Хара и других известных художников дают ясное представление о том, как постепенно, но неуклонно расширялся круг homo legens – «людей читающих», как книга из камерного домашнего интерьера выходила на улицы и площади.

Особое внимание должны привлечь включенные в экспозицию произведения, которые давно входят в собрание галереи, но никогда прежде не выставлялись в ее стенах, – «Портрет графа Д.П.Бутурлина» кисти А.А. Зеленского (1851) и «Портрет неизвестной» К.-Л. Христинека (1766). Полотно неизвестного художника ХVIII века «Натюрморт. Листы из книг и картинки» (1783) представляет собой единственный в коллекции ГТГ образец редкого жанра «кабинетный натюрморт». Интересно увидеть и холсты, лично приобретенные Павлом Михайловичем Третьяковым, например, «Портрет молодого человека с мопсом» работы неизвестного автора второй половины ХVIII века или картину А.И. Морозова «Сельская бесплатная школа» (1865).

Произведения классиков русского искусства подводят зрителя к представленной юбиляром экспозиции «Моя любимая книга». В ней собраны издания, на которые пал выбор самых именитых посетителей Торгового дома книги «Москва»: Евгения Евтушенко и Сергея Капицы, Чулпан Хаматовой и Бориса Акунина, Галины Волчек, Марка Захарова, Николая Цискаридзе и других деятелей культуры и искусства. Каждую книгу сопровождает личный и неформальный комментарий той из знаменитостей, для кого это – любимое произведение литературы. Инициаторы выставки предложат публике не только увидеть именно те книги, которые высоко ценят сегодняшние властители дум, но и стать обладателями изданий с их автографами. Входной билет на экспозицию в Толмачах дает право участвовать в лотерее, которая состоится по завершении выставки, в декабре 2008 года, в книжном магазине «Москва» (Тверская ул., 8).

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года