«Театр и куклы»

?Театр и куклы?

2 декабря — 17 декабря 2008
Галерейный центр «Артефакт»
Пречистенка, 30/2

Проект выставки живописных работ художника середины ХХ века Георгия Визеля и коллекции авторских кукол современных московских художников

Театрально-декорационная живопись в Узбекистане появилась вместе с профессиональным театром в 1920-е — 1930-е гг.

Визель Георгий Александрович (1912 — ? ), заслуженный деятель искусств УзССР, художник театра. Родился в Казахстане. Учился в Москве у В. Фаворского. Преподавал в Ташкентском театрально-художественном институте имени А.Н. Островского. Ему удалось соединить живописное оформление с конструктивным построением декораций. Часто планировки Визеля — сегменты круга, по-разному оформленные для мизансцен. При вращении круга меняется зрительный образ при постоянстве конструкции и изображений. Оформительские принципы Визеля отличаются четкой определенностью. Ему удается передать единое сквозное действие и логику развития событий спектакля в образах декораций.

Критика замечала в его оформлениях преобладание логической расстановки акцентов над эмоциональной составляющей — тенденция свойственная конструктивизму, истоками которого питалось раннее творчество художника. Однако в представленных на выставке работах можно найти разные оттенки настроений и чувств,ощутить своеобразие разных исторических эпох и культур. Формы написаны широким мазком, они по-Сезанновски структурны и основательны. Значительную часть экспозиции занимают декорации к «Дон-Жуану», они передают дух европейского средневековья. Тщательно выписаны готические интерьеры со стрельчатыми арками, витыми колонками, свечами в канделябрах. Романтическая страстность, смятенье героев отражается на живописной манере эскиза декорации к сцене на кладбище: вибрирующие касания кисти создают ощущение бури в атмосфере. Предзнаменование грозных событий подчеркивают и размытые контуры статуи командора, словно оживающей в этом движении порывов ветра. Интересно решена декорация для балетной постановки. В центре находится площадка, окруженная лесом. Ветви и листья деревьев, склонившись к ней с левой и правой стороны, образуют кулисы, при этом листва слегка стилизована и напоминает арабскую вязь.

В своём творчестве Г. Визель опирается как на русскую школу (таких мастеров , как А. Волкова и В. Уфимцева), так и на национальную культуру Узбекистана, оставаясь художником европейской школы. Творчески перерабатывая разнородные составляющие, он создает образы и эмоциональную атмосферу соответствующие духу конкретного спектакля. Работы Г.Визеля представляются интересными и разнообразными, это еще одно новое открытие старого имени для Московской публики.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года