Новый выставочный проект «Семейный кутеж»

Новый выставочный проект   «Семейный кутеж»

2 — 28 декабря 2008
Галерея Проун
Винзавод, 4 Сыромятнический пер., д. 1 стр 6

«Вот, что нам нужно, братья. Посередине города, чтобы всем было близко, нужно построить деревянный дом, где мы могли бы собираться. Купим большой стол, большой самовар, будем пить чай, много пить и говорить об искусстве»
Нико Пиросмани

Впервые за долгое время в Москве открывается выставка Нико Пиросмани из уникальных частных и музейных собраний, на которой будет представлено около 20 работ. Проект объединит произведения великого грузинского художника Нико Пиросмани и его «открывателей» — известных деятелей русского авангарда братьев Ильи и Кирилла Зданевичей и Михаила Ле-Дантю.

Николай Асланович Пиросманашвили родился около 1866 года в грузинском селе Шулавери (а не Мирзаани, как полагали прежде) в небогатой крестьянской семье. Рано осиротев, будущий художник был отдан на воспитание в семью зажиточных тифлисских армян Калантаровых. Именно с Тифлисом связана творческая биография Нико Пиросмани: он становится живописцем тифлисских духанов (а также трактиров, винных и пивных погребов, лавочек, булочных, столовых), создававшим вывески, картины маслом и не дошедшие до нашего времени настенные росписи и витражи. Весной 1912 года благодаря Михаилу Ле-Дантю и братьям Зданевичам начинается «вторая жизнь» Пиросмани, четыре его работы участвуют в легендарной выставке «Мишень», объединившей произведения русских художников круга Ларионова и образцы примитивного «народного» искусства. Благодаря трем юным художникам творчество Пиросмани начинает жить в культурном пространстве, оно обретает дополнительные измерения, становится неотъемлемой частью авангардистского опыта «прорыва к подлинности».

Выставка «Семейный кутеж» представляет прежде всего произведения самого «кинто Николая», но вокруг них воссоздается ситуация «первого взгляда» или откровения, когда три молодых художника впервые увидели вывески в тифлисских духанах и клеенки Пиросмани. В экспозицию включены книги Ильязда о Пиросмани, каталог выставки «Мишень», рисунки Ле-Дантю и Кирилла Зданевича. Здесь возникает любопытное совпадение момента открытия современным зрителем и искусства Пиросмани и настоящего откровения, которые испытали художники-авангардисты, осознав значение творчества великого грузинского примитивиста.

Удивительный фильм Сергея Параджанова «Арабески на тему Пиросмани» — еще одна грань восприятия творчества художника – также представлен на выставке.

К выставке готовится издание книги-каталога со статьями ведущих экспертов Н. Апчинской, А. Стригалева, А. Парниса, а также с текстом-воспоминанием Юрия Роста о Тенгизе Мирзашвили (Чубчике), художнике и авторитетном эксперте по творчеству Пиросмани.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года