«Парфюмер – друг искусств». Коллекция Генриха Брокара

«Парфюмер – друг искусств». Коллекция  Генриха Брокара

3 декабря 2008 года — 8 февраля 2009
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Отдел личных коллекций
Волхонка, 10

Выставка организована к 100-летию Музея, она продолжает цикл «Коллекции и коллекционеры», посвященный истории частного собирательства в России. Эта тема приобрела в последнее время особенную актуальность и вызывает интерес как у специалистов, так и у любителей изобразительного искусства.

В осуществлении проекта «Парфюмер – друг искусств». Коллекция Генриха Брокара принимают участие Государственная Третьяковская галерея, Государственный Исторический музей, Саратовский Государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Угличский Государственный историко-архитектурный и художественный музей. Экспозиция включает более 40 живописных полотен западноевропейских и русских мастеров, графические листы и произведения декоративно-прикладного искусства. Всего – более 100 работ.

Генрих Брокар родился в Париже, в семье состоятельного парфюмера Атанаса Брокара. По совету отца в 26 лет он перебрался в Россию, где во времена императора Александра II открывалось богатое поле деятельности для предпринимателей. Поселившись в Москве, он в 1864 году открыл в Теплом переулке, в подвале дома Фаворских, свое первое парфюмерное производство. Преодолевая сильнейшую конкуренцию в Москве, Генрих Брокар перевел свою фабрику на Зубовский бульвар, затем на Пресню, а осенью 1869 года — за Серпуховскую заставу, где она сохранилась до наших дней. (Ныне это фабрика «Новая Заря» на углу Арсеньевского переулка и Мытной улицы).

Генрих Брокар был от природы наделен художественным вкусом, его влекло все красивое, изящное, тонкое, даже к парфюмерному производству он относился как к искусству. Благодаря хорошим отношениям с известным в то время знатоком старины Маттиасом, Брокар в 1872 году случайно купил небольшое собрание картин фламандской школы, среди которых впоследствии оказалось несколько безусловных шедевров. Вместе с этим собранием Брокару удалось также приобрести ряд весьма ценных предметов старинной мебели и бронзы. Эти приобретения легли в основу будущей коллекции. Г.А. Брокар был очень богат и мог позволить себе покупать самые дорогие предметы.

Собрание Генриха Брокара было обширно и разнообразно. Его основу составляла картинная галерея с преобладанием западноевропейской живописи. В ней насчитывалось более тысячи полотен XV-XVIII веков: французской, фламандской, голландской, итальянской, испанской, австрийской и английской школ. Среди них произведения П. Бриля, Я. Веникса, Х. Сегерса, ван Остаде, Д. Халса, Д. Тенирса Младшего, Чима да Конельяно, К. де Лиона, Ж. Калло, Н. де Ларжильера, Ш. Лебрена, А. Маньяско, И. Кербеке, Б. Строцци, И. Риго, Ф. Друэ, Г. Траверси, А. Блумарта, Г. Бока Старшего, П. Брейгеля Младшего. Русские мастера были представлены картинами А.М. Максимова, А.В. Ступина, С.Ф. Щедрина, Д.К. Скотти. Кроме того, Г.А.Брокар обладал значительной коллекцией скульптур, гравюр и рисунков. Другая, не менее значительная часть коллекции включала в себя собрание из 375 икон и предметов декоративно-прикладного искусства.

«Можно смело сказать, что после Эрмитажа, как богатейшего собрания в России, после Третьяковской галереи, совмещающей русскую и новейшую школы, галерея Г.А. Брокара является самой обширной и ценной из доступных обозрению публики частных художественных сокровищниц не только в России, но и в Европе», – писала газета «Новости дня» в конце ХIХ века. Выставка в ГМИИ им. А.С.Пушкина и каталог собрания восстановят историческую справедливость, переводя собрание Г.А. Брокара в разряд интереснейших частных коллекций России конца XIX– начала XX века.

 
«Парфюмер – друг искусств». Коллекция  Генриха Брокара
«Парфюмер – друг искусств». Коллекция Генриха Брокара
«Парфюмер – друг искусств». Коллекция  Генриха Брокара
«Парфюмер – друг искусств». Коллекция Генриха Брокара
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года