Вера Ермолаева (1893 – 1938)

24 января — 22 марта 2009
Галеев-галерея
Б.Козихинский пер.19\6,стр.1

Вера Ермолаева – одна из самых малоизученных фигур в русском изобразительном искусстве первой половины ХХ века. Безграничное уважение к ней со стороны современников-коллег, признанных и прославленных, множество ссылок и упоминаний, связанных как с ее творчеством, так и с ее особой ролью во многих начинаниях русского авангарда, — все это до недавнего времени было несоразмерно ее известности и месту, которое она занимает в истории развития этого направления. Художественная критика на протяжении десятилетий позволяла существовать Ермолаевой лишь в пространстве текста, но не в ареале художественной культуры. Эта оценка художнику, опосредованная через текст, лишала возможности открытия — непосредственного контакта с ее творчеством.

Положение изменилось в 1972 году, когда стараниями ленинградского исследователя русского авангарда Евгения Ковтуна была проведена ее первая персональная выставка. Миф о Ермолаевой, бытовавший в рамках ограниченного круга ее почитателей, стремительно перерастал в объективную реальность, в аксиому: ее творчество – незаурядное явление.

Судить в полной мере об искусстве Ермолаевой мы можем по едва сохранившейся части ее наследия. О том, какая это часть, никому не дано знать. Немногочисленные образцы ее живописного мастерства отражают лабораторный характер ее пластических исследований, сложный мир ее внутренних переживаний, метафизический характер ее воплощений и образов. Не вызывает сомнений, что Ермолаева прокладывала свой путь в живописи, до нее лишь пунктиром намеченный. Синтезировав новейшие художественные открытия, Ермолаевой оказалось по силам выступить с оригинальной концепцией. Довести до конца начатое помешал внезапный арест и последующий расстрел в казахстанском лагере.

Другая часть ее творчества перевешивает количественно, но не заслоняет главного. Дар живописца-мыслителя вполне пригодился Ермолаевой во время работы в Детгизе, гавани ленинградских «левых» в 1925 – 1932 гг. Верой Михайловной было оформлено более пятидесяти детских книг и журналов, именно в таком качестве ее и считали художником долгое время. Формальным поводом для ареста послужили ее иллюстративные композиции на тему гётевского «Райнеке-Лиса», в которых власти усмотрели бунтарски оппозиционное отношение автора к существующему порядку. Эти листы демонстрируются на выставке, и любой зритель может недоумевать по поводу абсурдности нашего недавнего прошлого. Это мнение разделял и соратник Ермолаевой Даниил Хармс. Макет их совместной книжки также можно увидеть на нашей выставке.

Выставку сопровождает альбом-монография, в котором впервые опубликованы материалы и иллюстрации, не вошедшие в издание Русского Музея, приуроченное к персональной выставке художника в ГРМ в 2008 году.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года