Шедевры русской иконописи XIV-XVI веков из частных собраний

Огненное Восхождение пророка Ильи. 1530-е годы, Новгород

18 февраля — 19 апреля 2009
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Отдел личных коллекций
Волхонка, 10

100-летию художественного открытия русской иконы и ее собирателям посвящается

На выставке в Отделе личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина будет представлено более ста высокохудожественных произведений, в основном XV-XVI веков, из 23 частных коллекций. Это иконы из самых разных уголков России – Москвы, Ярославля, Пскова, Твери, Вологды, Новгорода, Онежья, Ростово-Суздальских и Архангельских земель. У каждой иконы – своя история. И своя красота. Большая часть представленных икон будет показана публике впервые.

Инициатором выставки является Частный музей русской иконы, а поводом стала очень важная дата: столетие с того момента, когда русское общество осознало: икона – это замечательный памятник отечественной культуры.

Дело в том, что в конце XIX века все русские иконы XIII-XVI веков выглядели совершенно иначе, чем сегодня. Из-за старой олифы живопись казалась темной, нередко ее покрывало несколько слоев более поздних записей. Поэтому даже ученые того времени искренне считали, что иконопись – это памятник лишь духовной жизни народа, а настоящее искусство началось в России только в XVIII веке.

Но в 1913 году, по случаю 300-летия дома Романовых, состоялась выставка русских икон, очищенных реставраторами от всякого рода наслоений и потемневшей олифы. Посетители были потрясены. Многие даже не верили, что это старинные иконы, настолько яркой, красивой, сияющей оказалась древняя живопись.

К сожалению, после 1917 года многие церкви были взорваны или превращены в склады. Иконы использовали для хозяйственных нужд: мостили ими полы, забивали окна, или просто сжигали, как дрова. Годами сотрудники Государственной Третьяковской галереи, Русского музея и Музея имени Андрея Рублева, а также частные коллекционеры ездили по селам и спасали от уничтожения то, что еще можно было спасти. Если бы они этого не сделали, Россия утратила бы навсегда один из самых прекрасных пластов своей национальной культуры. Именно музеям и энтузиастам-коллекционерам мы обязаны тем, что русские иконы дошли до наших дней, пережив все войны и революции, природные и социальные катаклизмы.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года