Персональная выставка В.П. Грищенко (1932-2002) в галерее «Коносьер»

26 февраля — 16 марта 2009
Галерея «Коносьер»
ул. Мясницкая, 22, строение 1

Галерея «Коносьер», известная своими проектами по продвижению неофициальной советской и постсоветской живописи ХХ — ХХI веков в России и за рубежом, проводит выставку работ художника — нонконформиста, участника студии Э. Белютина «Новая реальность» и экспонента знаменитой «Таганской выставки» 1962 года Владимира Петровича Грищенко.

Сегодня его произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее и в частных собраниях в России, Германии, Польше и Голландии. В далеких 60-ых москвич, с блеском окончивший МАРХИ — достаточно элитное учебное заведение, сознательно примкнул к одному из самых оппозиционных советской живописи лагерей. Причем Грищенко пошел туда не из-за уязвленного художнического самолюбия и даже не в укор «деспотичному» строю, а в стремлении быть как можно ближе к тайнам творчества и служить не отягощенному фальшивой идеологией искусству.

Затем, в течение долгих десятилетий Владимир Грищенко создавал невостребованные обществом картины. 50 лет он упорно работал, продолжая верить, что когда-нибудь его произведения встретятся со своим зрителем, а на все вопросы отвечал полушутливо — полупророчески: «Когда я умру, мои картины будут стоить миллионы». И художник почти дождался своего триумфа — в 2000-ые годы он, наконец, становится активным участником художественного процесса. Но это только внешне, а внутренне — Владимир никогда не прерывал своих занятий живописью. На протяжении своего сложного жизненного пути от всех невзгод и перипетий художник неизменно спасался искусством — ото всех катаклизмов и кризисов.

В связи с этим особо хотелось бы подчеркнуть тот факт, что в экспозиции выставки, в основном, представлены работы художника 1990-х годов.

Тогда, в «страшные 1990-е», когда вся бывшая советская страна тонула в пучине одного из самых серьезных российских политических и экономических кризисов новейшего времени, под кистью «неформального» художника Грищенко рождались картины, пронизанные небесной лазурью и золотым светом, озаренные теплом женской и материнской любви; на них цветут экзотические цветы и летают вольные птицы, с них взирают кроткие лики почти бестелесных ангелов, на них проступают вечные образы Христа и Храма. Именно 90-ые можно с полным правом назвать периодом настоящего расцвета творчества Грищенко. Множество произведений, большие форматы, яркие цвета, подчеркнутые экспрессия и выразительность, динамика и в то же время — музыкальность и гармония — все это было порождением новой большой Любви, озарившей в это время жизненный путь Владимира. Именно благодаря ей на картинах запертый в клетке человек становится гордо стоящим во весь рост королем и жесткая геометрия линий, прежде бывших прутьями решетки, превращается в орнамент его мантии и посоха, в декор нарядной цветочной вазы и даже — в купальный костюм и материю, драпирующие тело прекрасной девушки. Трудно назвать еще хотя бы одного из современных ему российских авторов, создавших в этот период такое число женских образов — от Нефертити и Данаи до Мадонны. При взгляде на картины Грищенко становится понятно, что из своих жестких жизненных тупиков художник постоянно стремился вырваться к небу и свету — через веру и сквозь любовь. Может быть, сегодня, когда мы вновь переживаем сложное время, эта выставка, хоть и ненадолго станет для нас не просто развлечением, но и своего рода уроком и утешением.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года