Персональная выставка В.П. Грищенко (1932-2002) в галерее «Коносьер»
26 февраля — 16 марта 2009
Галерея «Коносьер»
ул. Мясницкая, 22, строение 1
Галерея «Коносьер», известная своими проектами по продвижению неофициальной советской и постсоветской живописи ХХ — ХХI веков в России и за рубежом, проводит выставку работ художника — нонконформиста, участника студии Э. Белютина «Новая реальность» и экспонента знаменитой «Таганской выставки» 1962 года Владимира Петровича Грищенко.
Сегодня его произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее и в частных собраниях в России, Германии, Польше и Голландии. В далеких 60-ых москвич, с блеском окончивший МАРХИ — достаточно элитное учебное заведение, сознательно примкнул к одному из самых оппозиционных советской живописи лагерей. Причем Грищенко пошел туда не из-за уязвленного художнического самолюбия и даже не в укор «деспотичному» строю, а в стремлении быть как можно ближе к тайнам творчества и служить не отягощенному фальшивой идеологией искусству.
Затем, в течение долгих десятилетий Владимир Грищенко создавал невостребованные обществом картины. 50 лет он упорно работал, продолжая верить, что когда-нибудь его произведения встретятся со своим зрителем, а на все вопросы отвечал полушутливо — полупророчески: «Когда я умру, мои картины будут стоить миллионы». И художник почти дождался своего триумфа — в 2000-ые годы он, наконец, становится активным участником художественного процесса. Но это только внешне, а внутренне — Владимир никогда не прерывал своих занятий живописью. На протяжении своего сложного жизненного пути от всех невзгод и перипетий художник неизменно спасался искусством — ото всех катаклизмов и кризисов.
В связи с этим особо хотелось бы подчеркнуть тот факт, что в экспозиции выставки, в основном, представлены работы художника 1990-х годов.
Тогда, в «страшные 1990-е», когда вся бывшая советская страна тонула в пучине одного из самых серьезных российских политических и экономических кризисов новейшего времени, под кистью «неформального» художника Грищенко рождались картины, пронизанные небесной лазурью и золотым светом, озаренные теплом женской и материнской любви; на них цветут экзотические цветы и летают вольные птицы, с них взирают кроткие лики почти бестелесных ангелов, на них проступают вечные образы Христа и Храма. Именно 90-ые можно с полным правом назвать периодом настоящего расцвета творчества Грищенко. Множество произведений, большие форматы, яркие цвета, подчеркнутые экспрессия и выразительность, динамика и в то же время — музыкальность и гармония — все это было порождением новой большой Любви, озарившей в это время жизненный путь Владимира. Именно благодаря ей на картинах запертый в клетке человек становится гордо стоящим во весь рост королем и жесткая геометрия линий, прежде бывших прутьями решетки, превращается в орнамент его мантии и посоха, в декор нарядной цветочной вазы и даже — в купальный костюм и материю, драпирующие тело прекрасной девушки. Трудно назвать еще хотя бы одного из современных ему российских авторов, создавших в этот период такое число женских образов — от Нефертити и Данаи до Мадонны. При взгляде на картины Грищенко становится понятно, что из своих жестких жизненных тупиков художник постоянно стремился вырваться к небу и свету — через веру и сквозь любовь. Может быть, сегодня, когда мы вновь переживаем сложное время, эта выставка, хоть и ненадолго станет для нас не просто развлечением, но и своего рода уроком и утешением.