Андре Ланской в галерее ‘Эритаж

Андре Ланской в галерее ‘Эритаж

20 февраля – 5 марта 2009
Международная арт-галерея ‘Эритаж
Петровка, 20/1

19 февраля 2009 года в международной арт-галерее ‘Эритаж откроется ретроспективная выставка произведений мэтра русской эмиграции, абстракциониста Андре Ланского. Этим масштабным выставочным проектом галерея отметит свой день рождения и первую годовщину работы на Петровке 20/1.

«Граф русского авангарда», «аранжировщик цвета», «мастер лирической абстракции», «творец цвето-света» — все эти эпитеты равно применимы к Андре Ланскому, чье творчество впервые было показано в России лишь в 2006 году, спустя тридцать лет после смерти художника. Граф Андрей Михайлович Ланской, великолепный живописец и график, ученик Василия Кандинского и мэтр искусства русской эмиграции, большую часть жизни проведший в Париже, до сих пор лучше известен во Франции, чем у себя на родине. Экспозиция выставки в галерее ‘Эритаж объединяет работы, никогда прежде не экспонировавшиеся в России и произведения, принимавшие участие в выставках ГМИИ им. Пушкина (2006) и Государственного Русского Музея (2006). Экспозиция включает произведения из собрания галереи ‘Эритаж и частных коллекций. На выставке представлены ранние примитивистские работы, коллажи и живописные произведения, относящиеся к периоду творческого расцвета художника – 1960 гг, когда палитра Ланского приобретает свою уникальную цветовую выразительность.

Андре Ланской

Биография
31 марта (13 апреля) 1902 (Москва) — 1976 (Париж)
Живописец, график.

Будущий художник появился на свет в семье графов Ланских. В 1908 семья переехала в Санкт-Петербург, где Ланской поступил в Пажеский корпус, в котором проучился только год, а затем покинул это заведение по собственному желанию и с согласия родителей. С ранних лет Ланской проявлял интерес к цвету, увлекался русским фольклором, ярмарочными представлениями. Интерьеры петербургских кабаре, в частности росписи известного художника и декоратора Сергея Судейкина, произвели на него огромное впечатление и впоследствии оказали огромное влияние на его творчество.

После революции 1917 Ланской переехал в Киев, где посещал мастерскую Александры Экстер и создал свои первые акварели и гуаши, к сожалению, не сохранившиеся. Затем он вступил добровольцем в Белую армию и в 1920 вместе с ней навсегда покинул Россию. С приездом во Францию в 1921, где молодой человек учился в академии Гран Шомьер и познакомился с В. С. Бартом и кумиром своей юности С. Ю. Судейкиным, началась карьера Ланского-художника. Жил он в Париже в одном из очагов русской эмиграции — квартале Монпарнас, в колонии молодых художников-авангардистов «Улей».

В 1923 он впервые выставил свои работы на выставке группы русских художников «Удар» в галерее La Licorne, под знаком художественных устремлений Судейкина. Большое значение художник придавал свету, который, по его мнению, являлся первым органическим элементом, организующим все остальное: рисунок, композицию, ритм. Это не только физический цвето-свет, творцом которого называют Ланского, но главным образом мистический, освещающий витражи соборов христианской Европы. Поэтому палитра Ланского выделяется своей уникальной цветовой гаммой и среди его русских современников, и среди всего фигуративного искусства 1920-х годов. Она несет в себе тот неповторимый «славянский элемент», который отличает Ланского от других художников Парижской школы. В таком стиле написаны основные картины художника 1920-х — натюрморты, пейзажи, семейные портреты и сцены в интерьере: «Городской пейзаж» (1923), «Банкет» (около 1925), «Комедианты» (1925).

В 1925 в Париже прошла первая персональная выставка Ланского и ряд совместных выставок с другими русскими художниками: В. С. Бартом, К. А. Терешковичем, И. А. Пуни, П. Ф. Челищевым, М. З. Шагалом. Он участвовал в парижских салонах: Осеннем, Тюильри, Майском, «Новых реальностей». С этого времени его работы активно покупали известные коллекционеры: Л. Зборовский, В. Удэ, Р. Дютильель.

С 1937 художник под влиянием В. В. Кандинского и П. Клее начал отходить от предметного искусства. В 1942 он экспонировал первые свои абстрактные картины на персональной выставке в галерее Berri-Raspail. Постепенно он пришел к новой для себя форме искусства — полуфигуративности на грани абстракции. Фигуративные элементы распадались на геометрические формы, возникали абстрактные элементы, обозначенные цветовыми пятнами. Для абстракции мастер выбирал гуашь — более гибкую и непосредственную технику, чем масло. Цвет становился единственным объектом и сюжетом картин художника, причем в его гуашах начали преобладать холодные цвета. Геометрические фигуры заняли место фигур одушевленных, но, по замечанию критика Жана Гренье, «эти фигуры не имеют ничего общего с созданиями кубистов: они состоят из впадин и наростов, наслаиваются и перемешиваются». Заметными произведениями этого периода являются «Мужской портрет» (1938–1940), «Мыслитель» (1940), «Пейзаж с велосипедистом» (1941).

В 1945 Ланской основал направление «лирической абстракции», «абстрактного экспрессионизма» или action painting, цель которого заключалась в разрыве с геометризацией европейского конструктивизма, господствовавшего в абстракционизме 1920-х — 1930-х, и в поиске непосредственного выражения во внутреннем «Я» художника. Однако вплоть до 1946–1947 в картинах Ланского существовали и сюжеты и фигуративные элементы. На стыке манер написана в 1946 замечательная гуашь «Композиция» с ее таинственным, необычным сюжетом.

И в дальнейшем элементы фигуративности так до конца и не исчезли из работ Ланского, таясь во взрывах и брызгах ярких цветов: «Вечерняя ярмарка» (1956), «Венгерский праздник» (1956), «Жестокость красного» (1959). Излюбленной темой поздних произведений художника стала религия: в начале 1960-х он написал серию гуашей для Книги Бытия, в 1964 — «Теологию и урбанизм».

Художник постоянно расширял поле своей творческой деятельности. Он создал целый ряд разноцветных ковров: в 1958 выполнил ковер для теплохода «Франция». Он иллюстрировал книги, например «Кортеж» Пьера Лекюира (1959), совершенствовал технику коллажа. В 1974 работал над мозаиками Факультета Наук в Рене. В конце 1960-х Ланской приступил к реализации своего давнего замысла — созданию иллюстраций к гоголевским «Запискам сумасшедшего». Эту работу, однако, художник завершить не успел.

Выставки в России:

26 июля — 3 сентября 2006 – ГМИИ им. Пушкина, Москва
25 октября 2006 – Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года