«Цветы – остатки Рая на земле»

6 марта — 10 мая
Государственная Третьяковская галерея
Лаврушинский переулок, 12, Инженерный корпус

Пять столетий русской культуры объединил инновационный проект, посвященный теме цветов в русском искусстве. В масштабной экспозиции, охватившей все пространство Инженерного корпуса, произведения религиозного и светского характера из фондов Третьяковской галереи соседствуют со старинными декоративно-прикладными предметами и находками современных ландшафтных дизайнеров и мастеров икебаны. Феномен цветка трактован многозначно: как удивительное творение природы, как источник вдохновения художника, как декоративный мотив, проходящий сквозь эпохи, а также как символ и аллегория.

Знаменующий наступление весны проект не имеет аналогов в российской музейной практике. Он задуман как праздничное действо и помимо традиционного визуального искусства включает в себя образно-ассоциативные перформансы и инсталляции из живых цветов. На протяжении двух месяцев работы выставки, преподнося публике феерический букет в виде изысканной и чрезвычайно разнообразной экспозиции, Галерея нестандартным образом отметит ряд весенних праздников, особо любимых в России: 8 Марта, Пасху Христову, День Победы.

Главным содержанием выставки стали флоральные мотивы в «золотом фонде» русской классики. Знаковые произведения из постоянной экспозиции ГТГ сопоставлены с малоизвестными и впервые экспонируемыми. Редкая иконография отличает древнейшие экспонаты – украшенные цветочным орнаментом иконы и фрагменты фресок XVI–XVII веков. Необычны «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» Г.И. фон Преннера в рамке из цветов и единственный в Галерее мужской автопортрет на фоне цветов кисти П.Н.Орлова.

Единой темой оказались связаны древнерусская живопись, светское искусство XVIII–XIX столетий (В.Л.Боровиковский, И.Ф.Хруцкий, И.И.Левитан); скульптура ХХ века (работы Н.А.Андреева, С.Т.Коненкова, А.Н.Красулина, Д.М.Шаховского), произведения живописцев наших дней Н.И.Нестеровой, Т.Г.Назаренко, И.А.Старженецкой, Н.Е.Ватагина, Т.Т.Салахова, С.А.Шутова. Зал графики вобрал в себя творения мастеров разных периодов от Ф.П.Толстого до Н.С.Гончаровой и В.И.Яковлева. Выставку, включившую в себя свыше 250 экспонатов, дополнили произведения из собрания Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства: изделия из бисера и керамики, в том числе «агитфарфор», лаковая миниатюра, костюмы, текстиль, а также прялки, жостовские подносы, мебель. Ряд экспонатов предоставлен Иркутским областным художественным музеем и частными собирателями Москвы.

Экспозиция разделена на несколько тематических зон, в частности «Цветы в портрете» и «Окно художника». Кураторы стремились раскрыть бесчисленные нюансы «языка цветов», возникшего еще в античности, и рассказать о бытовании флоральных мотивов в отечественной культуре. На роль главных «героинь» проекта выбраны особенно любимые русскими художниками роза и сирень: их легко встретить у М.А.Врубеля, А.Я.Головина, М.Ф.Ларионова, К.С.Петрова-Водкина, П.П.Кончаловского, А.М.Герасимова и др. Давшая проекту название цитата из трудов св. прав. Иоанна Кронштадтского отсылает к символике цветов в религиозном искусстве. Аллегорико-философская составляющая важна в работах многих авторов, в т.ч. Д.Д.Жилинского, который включил изображение лилий и других цветов в триптих «1937 год».

Выставка преобразит все здание Инженерного корпуса, начиная с улицы – там будет размещена первая инсталляция из растительного материала, которая продолжится на фасаде, в вестибюле и на лестницах. Благодаря этому зритель сразу окунется в особую атмосферу, формируемую в сложном сочетании звуков, запахов, реальных предметов и изображений. Экзотический японский акцент привнесет цветочный перформанс, который покажет на вернисаже мастер школы «Согецу» Тетсунори Кавана (он известен в Москве инсталляцией «Духовные переходы», которая была установлена во дворе Третьяковской галереи в год ее 150-летия). Этот дизайнер из Токио создаст и инсталляцию-оммаж А.А.Пластову рядом с его картиной «Сенокос», помещенной в главном зале выставки.

Силами Т.Каваны, преподавателей и студентов Высшей школы ландшафтной архитектуры и дизайна Московского Архитектурного института в каждом зале будут созданы инсталляции. Сквозь это нарядное «говорящее» пространство зритель движется к произведениям иконописи, живописи, скульптуры и графики. Необычна идея выявить с помощью живого растительного материала контраст между классической плоскостной развеской картин и трехмерными пространствами, заставить пластику архитектурных объемов и инсталляций работать на особенно острое восприятие музейных экспонатов.

К выставке подготовлена образовательная программа: авторские экскурсии и лекции методистов – сотрудников галереи, цикл лекций «Сады мира», который прочитают приглашенные специалисты, театрализованные мероприятия для семейной аудитории, а также особый праздник для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями.

Во время работы выставки планируется проведение социальных акций для посетителей, в которых примет участие Сеть салонов цветов «Ирис».

К выставке подготовлен каталог, содержащий статьи сотрудников Галереи о бытовании цветочных мотивов в разные периоды истории русского искусства и богатый иллюстративный материал, в том числе первые публикации многих произведений из фондов Третьяковской галереи.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года