Анатолий Каплан (1903-1980)

Анатолий Каплан  (1903-1980)

1 — 8 марта 2009
Центральный дом художника, Крымский вал, д.10. Стенд галереи «Веллум» на 2 этаже в VIP-зоне

Галерея «Веллум» представляет тематическую экспозицию В РАМКАХ XXVI Российского Антикварного Салона

Галерея «Веллум», регулярно принимающая участие в Российских Антикварных Салонах, в последнее время сосредоточилась на проведении в рамках салонов тематических экспозиций. Именно такие проекты – объединяющие творчество художников одного направления, или же локальные и качественные выставки одного художника, – и есть, пожалуй, то главное и основное, что делает Антикварный Салон Художественным, и до сих пор привлекает посетителей и специалистов. Цель многих участников – продать и заработать, даже, если не удается избежать шпалерной развески, соблазна «увешать все стены всем подряд, что накопилось, что можно и нельзя продать», – конечно, понятна. Особенно в нынешнее время. Но все же намного интереснее и изысканнее смотрится все бОльшее количество как некоммерческих, так и вполне коммерческих, но тематических проектов.

Выставка одного из ярчайших русско-еврейских художников ХХ века Анатолия Каплана (1903-1980), которую представляет галерея «Веллум» в рамках XXVI Российского антикварного Салона, является именно таким проектом.

Директор галереи искусствовед Любовь Агафонова рассказала о проекте: «Экспозиция включает более 30 произведений Анатолия Львовича Каплана. Это темпера, холсты, карандашные рисунки 1930-1960-х гг., и керамика, достойная музейных собраний, отображающая бытовую и религиозную культуру идиш-ланда, своеобразные сказки о «рае воспоминаний». Экспрессивные, сине-красные холсты – «Вечер перед субботой», «Молитва» – эталонные произведения мастера. Его карандашные рисунки, довольно редкие на рынке антиквариата, написанные словно сквозь дымку видения старого местечка: «Гуси», «Подсолнухи» – явления природы здесь как бы зашифровали изображения молящихся в талесах».

Крупные выставки работ Каплана проводились в Государственном Русском музее (2006), и в Музее личных коллекции (2007).

АНАТОЛИЙ ЛЬВОВИЧ КАПЛАН, (наст. имя Танхум Лейвикович) (1903–1980). Родился в Рогачеве (Могилевская губерния) в семье мясника. Учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) в Петрограде-Ленинграде (1921–1927) у Г.С.Верейского и А.А.Рылова. Жил в Ленинграде, часто наезжая в родные места в бывшей черте оседлости, где изучал оставшиеся следы традиционного еврейского быта и культуры. В 1937–1940 работал в руководимой Верейским экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ (Ленинградского отделения Союза художников).

В своих композициях в духе «тихого искусства» (или своего рода лирического экспрессионизма) – преимущественно черно-белых и цветных литографиях – возобновил характерные мотивы предреволюционного «еврейского возрождения», стремившегося ввести древнюю символику иудаизма и темы местечковой «идиш-культуры» в русло современного искусства. Старые семейные фотографии, этнографические зарисовки, реминисценции сакрального декора надгробий составляют в образах Каплана романтически-живописный сплав. Среди его произведений – альбомы на темы Шолом-Алейхема (Касриловка, 1941; Заколдованный портной, 1957; Тевье-молочник, 1961; Стемпеню, 1968) и цикл Еврейские народные песни (1963). Исполнил также серию Ленинград в дни блокады (1944–1949) в характерной для него зыбкой, как бы «струящейся» манере. В поздние десятилетия все чаще выступал и как живописец-станковист, в графике усиливал линейное начало (цикл офортов Рогачев, 1970-е годы).

В 1967-1969 годах Каплан занимается керамикой, создает блюда, тарелки, мелкую объемную пластику из шамота, расписывает цветными глазурями сюжеты, варьирующих темы его графики («Двойной портрет», «Золотая свадьба», «Козочка» и др.). В керамике же была исполнена и последняя его работа – цикл по мотивам «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Произведения Анатолия Каплана экспонировались на многочисленных выставках в различных городах мира, в том числе на посвященной 100-летию со дня рождения Шолом-Алейхема в Нью-Йорке в 1959 году.

Краткая информация о галерее:

Основным направлением деятельности галереи «Веллум», которая существует с 2001 года, является формирование коллекции российских мастеров живописи и графики ХХ века – импрессионистов, формалистов, экспрессионистов, авангардистов. Помимо работ известных художников (В.Лебедева, А.Дейнеки, Б.Яковлева, Д.Бурлюка, А.Софроновой, Г.Нисского, А.Зверева, А.Шухаева и др.), представлены и периодически экспонируются на выставках работы художников, по ряду причин забытых и длительное время не представленных зрительской аудитории (И.Дризе, Б.Смирнов-Русецкий, Р.Барто, А.Быховский, А.Люмкис и др.). Большое внимание директор галереи Любовь Агафонова уделяет исследованию творчества художников Витебско-Могилевской школы, последователей и продолжателей традиций И.Пэна и М.Шагала. В галерее также собрана коллекция произведений художников- «шестидесятников», в том числе и мастеров авангарда «второй волны». С каждым годом круг художников расширяется и пополняется. Ведется активная выставочная и издательская деятельность. Работы художников галереи «Веллум» можно увидеть как в галерее, так и на выставках в ЦДХ, которые проводятся несколько раз в год.

Надеемся, что вы обратите внимание на этот тематический проект в рамках российского Антикварного Салона. И посетите стенд галереи «Веллум» на 2 этаже ЦДХ.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года