Выставка Тенгиза Ревазовича Мирзашвили

Выставка Тенгиза Ревазовича Мирзашвили

С 26 марта
Государственный институт искусствознания
Козицкий пер., д. 5

Замечательный художник Тенгиз Ревазович Мирзашвили (1934 – 2008) писал лирические, часто небольшого формата пейзажи Грузии, благородная простота и сдержанная сила которых несли в себе оттенок эпичности, внешне незамысловатые картины сельской жизни, наполненные ощущением гармонии и покоя, букеты цветов... В совокупности его картины, захватывая глубиной и правдивостью, слагались в некую живописно-пластическую формулу Грузии.

Он никогда не был социально ангажированным художником, но публикация книги Юрия Борева «Сталиниада: мемуары по чужим воспоминаниям с историческими притчами и размышлениями автора», стала для него поводом к работе над серией, названной «Кремлевские истории».

Начав с иллюстраций к книге, включающей рассказы людей, близких миру высокой политики, апокрифы, легенды, анекдоты 1930 — 50-х, а потом придумывая новые сюжеты, Мирзашвили создал своего рода изобразительный миф, с тонким юмором передавая парадоксальный контекст той эпохи. Изображая своих персонажей вне ореола власти, с позиции подлинного интеллигента, он по-новому решил проблему искусства и политики.

Еще одна его значительная работа – двухтомное издание о Нико Пиросманишвили (совместно с А. Троянкером), в котором он был не только одним из авторов макета, но и подлинной душой проекта, собравшего блестящий коллектив авторов и единомышленников из Грузии и России, пока не напечатана.

Он делал очень много, без шумихи, по-дружески. Буквально каждую свободную минуту он брал в руки кисть и рисовал. Его работы находятся во многих известных коллекциях и музеях. Множество работ с ошеломляющей щедростью он дарил новым и давним друзьям. Из таких работ и сложилась выставка, открывшаяся в Государственном институте искусствознания. На нее пришли соавторы художника и его друзья: Аркадий Троянкер, Юрий Борев, Юрий Норштей, Анатолий Стригалев и другие… Буквально из типографии был принесен сигнальный экземпляр великолепного альбома, посвященного Тенгизу Мирзашвили, подготовленного по инициативе Зураба Константиновича Церетели.

Куратор, старший научный сотрудник
Государственного музея искусства народов Востока
Светлана Хромченко

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года