Ирина Алавердова. «Березовый клавир Баха»
4 — 26 апреля 2009
Государственный музей А.С. Пушкина
Денежный пер., 55\32
Композиция и цвет, ощущение и понимание света и пространства являются для художника уникальным способом переложения партитуры чувств и мыслей, визуальных и звуковых ассоциаций на язык живописи. Ирина Алавердова в своем творчестве умело использует классические каноны «числа и циркуля», подобно тому, как великий Иоганн Себастьян Бах виртуозно подчинял своей музыкальной фантазии и вдохновению «нотную грамоту».
В «Березовом клавире Баха», рожденном творческим воображением Ирины Алавердовой, мы видим сложносочиненную систему зрительной, визуальной трансформации сочинений для органа гениального немецкого композитора. Опыт живописно-пластической интерпретации музыкальной полифонии фуг и кантат сам по себе уже заслуживает серьезного, пристального отношения и взыскательного суждения. Не оспаривая права на подобную дерзость, оправдываемую искренностью и душевной потребностью автора, отметим стремление художника, используя ее собственное изречение «слушать глазом», видя – слышать. Более того, ее березовые аллеи Павловска носят аллегорический характер. Меняясь по цветовой гамме в зависимости от времени года, состояния природы и освещения, от угла зрения и настроения автора, пейзажные мотивы, стволы деревьев, их кроны, уходящие вглубь, бесконечность, скрытую от нас линией горизонта, превращаются волею воображения живописца в хоральный дивертисмент. Ряды берез смещаются, точка, определяющая перспективу композиционного пространства, как мерцающая в космической бесконечности звезда, появляется то в центре, то удаляется от него влево, либо вправо. Деревья воспринимаются одновременно и как трубы органа, имеющего свою архитектонику и звуковые регистры, и как вестники, свидетельствующие о течение времени. Колорит живописной сюиты «Березовый клавир Баха» являет исключительную тонкость музыкального слуха Ирины Алавердовой и изысканность живописных модуляций ее палитры. В своем искусстве она становится все более и более многогранной, чуткой и глубокой личностью, устремленной в будущее.
В экспозицию вошли более 80 картин музейного уровня из собрания частных коллекций и мастерской художника
.