Кирилл Данелия «The Greatest Hits»

Кирилл Данелия «The Greatest Hits»

30 апреля – 24 мая 2009
Московский музей современного искусства
ул. Петровка, 25, 3-й этаж

На выставке «The Greatest Hits» в восьми залах Московского музея современного искусства будет представлено более 70 живописных произведений и объектов Кирилла Данелия из государственных собраний и частных коллекций. Эти работы объединяются в серии «Нью-Йоркское метро», «Nocturne de NYC», «Дозволенные границы», «Стулья». А темы «спички», «рыбы», «скрипки», «бильярд» и «бутылки» встречаются почти во всех сериях и во многих внесерийных работах Данелия.

«Кирилл Данелия был одним из первых художников, выставлявшихся в Московском музее современного искусства вскоре после его открытия, а его произведения по праву занимают важное место в нашем собрании…

Данелия – наследник поколения шестидесятников, заново осмысливших жанр натюрморта и жизнь предмета в искусстве. Главную роль в его картинах играют вещи, которые интегрируются в живописную ткань и приобретают совершенно новое значение. Скрипки, бутылки, старые патефоны и пожелтевшие газетные страницы – узнаваемые элементы стиля художника. Они трансформируются, теряя объем и вес, максимально сближаясь с плоскостью холста. Однако тронутые временем вещи, найденные на блошиных рынках, никогда не молчат: они хранят память о прошлом и рассказывают свою историю».

Василий Церетели. Исполнительный директор ММСИ (из вступительной статьи к каталогу, изданному к выставочному проекту).

Данелия создает свой особый удивительный мир в каждой свой работе, в каждой экспозиции, используя для инсталляций совершенно обыденные, утилитарные вещи. Объекты складываются в пространстве из самых неожиданных вещей и оживают… Бильярд, остовы музыкальных инструментов, пластинки или прокаленные огнем кофейные джезвы. Стулья, консервные банки, старые игральные карты или спичечные коробки. Похоже, художник обожает все пыльное, ветхое, тронутое тленом времени. Он, действительно, ищет старые вещи на «блошиных рынках» по всему миру, в комиссионках, на аукционах.

Созвучна в чем-то его любовь к «ветхости» и «тленности» в собственном творчестве и с другой ипостасью Кирилла Данелия. Носящая его имя антикварная галерея известна и в Москве, и за рубежом. Тематика – редчайшая, особенно в России. Основная специализация – античность и Древний Восток; собиранию собственной коллекции и галерее Данелия посвящает бОльшую часть своей жизни уже около 10 лет.

Он стартовал очень рано. И в творчестве, и в бизнесе. Конечно, такая громкая кинематографическая фамилия предоставляла большие возможности… Но Кирилл никогда не связывал себя с кино и с театром, хотя и учился на постановочном факультете школы-студии МХАТ. Впрочем, не в этом суть…

Характер, противоречивость, креативность. Которые сказываются не только в главных меридианах жизни, но и в увлечениях, которых немало у этого необычного авангардного художника и весьма состоявшегося галериста. Жизнь в Москве и Нью-Йорке. Американские автомобили 1950-х годов; Harley-Davidson; карьера профессионального татуировщика (сам-то, впрочем, он уколов боится как огня). И в то же время буржуа. Большая семья, любимая жена и четверо детей. Коллекционер античного искусства. Владелец галереи (окна, которой, кстати, выходят на Патриаршие, – прямо на ту самую скамейку, где впервые встретились Воланд с Бездомным и Берлиозом).

Впрочем, Данелия определение «мастер» применительно к себе, почему-то, не воспринимает. Да и классиков не очень жалует. А свое творчество больше всего ассоциирует с поп-артом.

  

Кирилл Данелия. «О классике, поп-арте и учителях»:

«Самый главный для меня в искусстве мастер, – пожалуй, Роберт Раушенберг. Я считаю, именно он оказал главное влияние на всю лианозовскую школу. Да и в целом – на весь русский нонконформизм.

А из всех своих российских учителей больше всего люблю Оскара Рабина, Виталия Длуги и конечно – Давида Штеренберга….

Вообще-то, мне ближе всего образ московской кухни. Откуда и вышел абсолютно весь советский поп-арт. Да и все-то мы, по большому счету, родом оттуда. Когда-то все жили в тех стереотипах...

Вот и скрипки в моих работах – это просто любовь к самому предмету. Что может быть красивее скрипки. Это ведь один из самых совершенных инструментов. А сколько с ним связано стереотипов…? Страдивари – мечта, лотерея: найти дорогой антикварный предмет где-нибудь на чердаке… это и муки ребёнков, заставляемых играть на скрипке, и консерваторские ребята, играющие по ресторанам… это и струнные квартеты и клазмэр с цыганщиной… То есть, опять это некое перетекание от суперэлитной классики к попсе… Кстати, серия «Барабаны», тоже есть… ».

Персональные выставки Данелия проходили неоднократно в Москве, США, Швейцарии, Великобритании, Ирландии. Во многих городах России. Его произведения находятся в музейных собраниях Московского музея современного искусства, Государственной Третьяковской галереи, Ивановского областного художественного музея, Тверской областной картинной галереи, а также во многих частных коллекциях в разных странах.

Кстати, самая первая выставка художника состоялась в 1989 году. Так что фактически нынешняя экспозиция – юбилейная. 20 лет спустя. «The Greatest Hits».

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года