Мой Гоголь

Галерея «Дом Кулинича»

Галерея «Дом Кулинича»

У каждого художника, иллюстрировавшего Н. В. Гоголя и окунувшегося в чудесный мир его творчества, своя дорога. Я родился в 60 км. От родового гнезда Н. В. Гоголя. С раннего детства, проведённого в послевоенной сталинской деревне, где крестьянин кроме как рабом (беспаспортным) не мог себя ощущать, кипела созидательная работа. Две трети деревни тогда составляли вдовы и матери одиночки с гроздями малолетних детей. Они и были тягловой силой в деревне. Но зимой было меньше работы и моя мама, Мария Михайловна, собирала в хате деревенских женщин. У неё в хате был «клуб народного искусства». Мама рисовала и много вышивала. Учила этому искусству односельчанок. Ну а когда собираются вместе женщины, тут уж наслушаешься столько всего: были, былички, что с кем случилось, кто кого приворожил, кто на кого порчу навёл, околдовал и другое.

Так что когда я дорос до сознательного возраста и стал читать « Вечера на хуторе близ Диканьки»,будучи уже далеко от родины, перед глазами встали родные поля, луга, плакучие ивы, плёсы дорогой сердцу речки Грунь. Конечно же и те рассказы, что слышал я в детстве. Они были из недр народных, тех самых, кои слушал и Н. В. Гоголь и в записях присылала ему матушка в Петербург.

Когда мне в 1979 году поступило предложение проиллюстрировать «Вечера на хуторе близ Диканьки», я с радостью окунулся в работу. Надо сказать, что и те творческие работы, что я сделал раньше, были насыщены духом украинской деревни. Не смотря на то, что первые работы, появившиеся на выставках, были сделаны в Сибири, но именно там я увидел и ощутил свои корни, вспоминая своё детство, тот самый не мудрёный быт.

Пол года я посвятил Н. В. Гоголю и его «Вечерам». Параллельно были разработаны два портрета Н. В. Гоголя. Но вот по прошествии тридцати лет со времени создания гоголевских литографий есть желание углубить и дополнить тем, что не ложилось в редакторское представление о писателе или тогда не нашло своего решения. Теперь это может быть дополнено в серию.

Сообща художники создали широкий зрелищный поэтический мир Н. В. Гоголя, можно сказать перевели поэтическое слово в пластический, линейный и цветовой язык.

На данной выставке представлены замечательные иллюстрации классика советской книжной графики, действительного члена академии Художеств СССР Евгения Кибрика, очень тонкого, изящного мастера Костина Андрея. Он очень долго работал над иллюстрированием произведений Н. В. Гоголя, сделал замечательный цикл офортов. Много работал над иллюстрированием произведений Н. В. Гоголя и художник Рыжик Юрий. Он сделал интересные иллюстрации в офорте (сухая игла) к «Запискам сумасшедшего».

Целый блок интересных иллюстраций поступил от коллекционера Беликова Владимира. Чудный офорт Домашенко Николая, офорты Байрачного Николая и совсем не ординарные решения работ Верхоланцева Михаила, где он как всегда блистает как великолепный рисовальщик, тонкий, деликатный психолог, создающий убедительное общее психологическое состояние среды. Хорошо дополняю экспозицию ранние работы Атланова Юрия и других художников.

На выставке также представлены литографии автора проекта Кулинича Анатолия, являющегося земляком Н. В. Гоголя, прямо не относящемся к творчеству Н.В. Гоголя, но навеянные эмоциональной средой родины писателя.

Автор проекта — Кулинич Анатолий Васильев
Заслуженный художник России. Директор галерей «Дом Кулинича»
Куратор проекта — Кулинич Никита Анатольевич.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года