ЭХО

Театр «Школа драматического искусства»

4 мая — 4 июня 2009
Театр «Школа драматического искусства»
ул. Сретенка, д. 19/27
Время работы с 10.00 до 14.00 и с 15.00 до 18.00

Выставка посвящена интерьерам первого здания театра «Школа драматического искусства» на Поварской, 20.

Автор интерьера выставки – Игорь Попов
Художник-постановщик – Ольга Левенок
Фотограф – Наталья Чебан
Координатор – Инна Балабанова

«Был дом на Поварской
(теперь зовут иначе)... День-деньской,
ночь напролет я влюблена была —
в кого? во что?
В тот дом на Поварской…».

Эти стихи Белла Ахмадулина посвятила дому № 20 на улице Поварской, где 24 февраля 1987 года премьерой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» был открыт театр «Школа драматического искусства». Авторами превращения бывших квартир, складов, подвалов в уникальное творческое пространство стали художник театра, архитектор Игорь Попов и режиссёр Анатолий Васильев.

«Место, где рождается театр – не случайность, а стиль образующее пространство. Здание на Поварской, — один из самых красивых доходных домов начала ХХ века, — долгие советские годы было коммуналкой. Когда Васильев вселился в него, оно уже успело забыть о своем былом величии. И вот из-под коммунальной обшарпанной безродности стал возникать облик совсем иного мира. В топонимику и топографию «Школы» вошли номера квартир, в которых она расположилась. Как путешествие по старым квартирам были сделаны «Бесы» и «Наблюдатель», в гостиничных номерах налипала бравурная безнадежность «Шести персонажей». Публика ходила по этажам, завороженная тем, что дом может стать средой, декорацией и персонажем театрального сочинения.

Задолго до того, как страна привыкла к евроремонту, Васильев и Попов побелили стены, освободили пространство от всего лишнего, и театр стал иконой, рентгеновским снимком иных, благородных эпох. Но стены, пропитанные коммунальным бытом, сохранили тени людей, живших и умерших здесь. Игорь Попов со временем придал театру греческий облик, выстроив вместо сцены белые арки и колонны. Театр стал настаивать на своем мистериальном, ритуальном происхождении, но долго еще излучал боль и надломленность, пропитавшую воздух.

Идея этой выставки, которая так и называется «Эхо», принадлежит Игорю Попову. Фотограф Наталия Чебан фиксировала стены, лестницы и пространства Поварской. Художник Ольга Левенок сделала замысел реальностью, перенеся фотоизображения на шелк. Теперь они висят здесь как паруса, или рентгеновские снимки, запечатлевшие два десятилетия небывалой театральной работы. Это Орфей, желая увидеть Эвридику, оглянулся в последний раз».

Алена Карась

Игорь Попов, главный художник театра «Школа драматического искусства» со дня его основания (1987 год).

Игорь Витальевич Попов в 1962 году окончил Новосибирский архитектурный институт. Пятнадцать лет работал в области архитектуры. В начале 70-х начал работать в театре.

За время работы в театрах оформил около 60 спектаклей, среди которых: «Соло для часов с боем» (МХАТ), «Взрослая дочь молодого человека» (Театр Станиславского), «Серсо» (Таганка), «Шестеро персонажей в поисках автора» (ШДИ), «Маскарад» (Камеди Франсез), «Плач Иеремии (ШДИ), Дон Жуан или «Каменный гость» и другие стихи (ШДИ), «Моцарт и Сальери» (ШДИ), «Из путешествий Онегина» (ШДИ) и другие. С 1974 года участник Всесоюзных и международных выставок. В 1999 году Анатолию Васильеву и Игорю Попову присвоено звание лауреатов Государственной премии РФ в области литературы и искусства за создание Московского театра «Школа драматического искусства». В 2000 году Анатолий Васильев и Игорь Попов становятся лауреатами Российской независимой премии в области высших достижений литературы и искусства «Триумф».

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года