Вика Бегальская “Разве мне скучно?»

Вика Бегальская  “Разве мне скучно?\\\

2 — 20 июня 2009
Галерея pop/off/art

Галерея pop/off/art представляет новый живописный проект Вики Бегальской “Разве мне скучно?». На этот раз объект исследований Бегальской – мужчины. Мужчины Вике явно не дают скучать, о чем свидетельствуют представленные художницей яркие живописные полотна, соответствующие экспрессивному характеру автора. Если закрыть глаза на то, что Вика Бегальская – узнаваемый, сложившийся видеохудожник, то ее искусство по меркам нового века окажется вполне классичным: холст, масло, станковый формат, раскованная, но отчетливо узнаваемая живописная пластика. Ее живопись укоренена в одной из магистральных авангардных традиций: Бегальская – экспрессионист (а слово это женского рода не приемлет, хотя тематика здесь сугубо женская). В ее картинах присутствует все, что стояло за этим понятием на протяжении ХХ столетия с формальной точки зрения: предельно, кричаще яркие краски, открытые контрасты, пастозная фактура. И телесная проблематика сопутствует экспрессионизму на всем его пути: тело выступает в качестве полигона для мутаций и модификаций формы как таковой. Нарочитый примитивизм письма, брутальность посыла, видение как вызов – все это знакомо, случалось у многих, а в Европе последних десятилетий обустроилось чуть не в просчитанную стратегию – быть не особо отличным от других учеником ученика Базелица или Феттинга уже почти гарантия успеха.

Тем ценнее искренность, которую несут полотна Бегальской. Ее экспрессия в местном ландшафте – глас вопиющего в пустыне: ну нет у отечественной публики, даже профессионально подкованной, ни желания, ни практики воспринимать, а тем более принимать чистую пластику, «свежую живопись» (Х.-У. Обрист). Как следствие, богатая на эту традицию Россия в начале ХХI века практически не имеет ее настоящих исповедников, духовно обремененных лиц – так, одни эпигоны. И тут уместно вспомнить: еще до всех манифестантов-супербрендов экспрессионизма в Германии, раньше Кирхнера и Нольде, эта линия появилась в женском искусстве – у Паулы Модерзон-Беккер. Как и она, Бегальская скромно торит свой путь в одиночку: поэтично выражая (как уместно рядом по звучанию – «рожая»!) ощущение тела, женщины, города, страха, страсти, боли, танца, крика… У нее одно, но серьезное преимущество перед Беккер: у последней не было видеокамеры.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года