Графика Александра Дейнеки из собрания Курской государственной картинной галереи

26 мая — 20 сентября 2009
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу (Крымский Вал,10)
Залы 18–19

Выставка ста пятидесяти графических работ Александра Дейнеки из Курской государственной картинной галереи приурочена к 110-летию со дня рождения выдающегося мастера отечественного искусства. Она открывает серию юбилейных экспозиций, которые планируется провести в крупнейших российских и западных музеях в 2010–2011 годах. Привезенные из родного города Дейнеки листы демонстрируют разные грани и этапы его творчества. Здесь рисунки, выполненные во время учебы во Вхутемасе и в качестве художника журналов «Безбожник у станка», «Даешь»; во время командировок в Севастополь и поездки по Америке, Франции и Италии; военные зарисовки; женские модели. Среди работ – натурные фиксации, наброски, эскизы живописных произведений, самостоятельная графика. Графические листы, отмеченные разнообразием техник, манер и стилей, но объединенные неповторимым «энергетийным зарядом» творчества Александра Дейнеки, помогают составить более полное и объемное представление о художнике. Многие работы впервые привезены из Курска в Москву.

Александра Дейнеку (1899–1969) воспринимают по преимуществу как живописца и художника-монументалиста. Однако графическое начало очень важно для его творчества, именно оно во многом сформировало его художественный стиль и манеру. В графике тренировалась зоркость видения и точность руки, намечалось многообразие тем и начинался поиск форм для их воплощения. Графические композиции ложились в основу живописных полотен или становились самостоятельными станковыми произведениями. Выставка из Курска, где хранится более тысячи графических произведений художника, дает возможность увидеть разного Дейнеку, как привычного, так и неожиданного.

Экспозицию открывают работы, выполненные в годы учебы на графическом факультете Вхутемаса у В.А. Фаворского и И.И. Нивинского (1921–1925). Преобладающее влияние гравюр Фаворского отчетливо сказывается в характере упругого штриха, которым начинающий художник лепит обобщенную и несколько абстрагированную форму, нащупывая собственный характерный почерк.

Особый пласт графических работ Дейнеки связан с деятельностью в сфере журнальной графики. Рисунки для журналов «Безбожник у станка» (Дейнека сотрудничал с ним с 1923 до начала 1930-х), «Прожектор», «Даешь» и др. демонстрируют не только умение виртуозно разыграть тему «черного и белого», но и поразительную зоркость, с которой молодой художник видит жизнь во всех ее проявлениях. Целый мир возникает на малом пространстве листа благодаря нескольким лаконичным и точным приемам. В небольших работах заложено монументальное начало, позволяющее им выдержать самое многократное увеличение.

В серии крымских работ, выполнявшихся в 1934 году и в последующие поездки в Крым, особые циклы составляют акварели с изображением военной техники Черноморского флота и пляжные зарисовки. Главная тема акварельных листов с самолетами и кораблями – скорость, стремительная смена пространственных впечатлений. Вместе с тем, пляжные зарисовки, выполненные «на одном касании» линии, полны идилличной безмятежности и покоя. Зима и весна 1935 года стали для Дейнеки временем большого путешествия – сопровождая выставку работ советских художников, он провел три месяца в США, затем посетил Францию и Италию. Наброски и рисунки дают почувствовать, как в каждой стране художник менял манеру, фиксируя то ритмы американской жизни, то неповторимую атмосферу Парижа, то аромат римской повседневности. Быть может, именно в этих работах в полной мере сказывается удивительная объективность дейнековского творчества, его умение погрузиться в стихию любой жизни и отразить ее без предвзятости и абстрактного идеологизирования. Серия американских шаржей демонстрирует экспрессивный дар Дейнеки.

Экспрессией, доходящей порой до сюрреалистичности, отмечена военная графика Дейнеки. Побывавший зимой 1942 года в командировке в районе боевых действий художник несколько лет спустя признавал, что война – тема, которая еще ждет своего осмысления. Не все из увиденного нашло продолжение в станковых листах и полотнах, однако и сами по себе военные зарисовки Дейнеки ценны как откровенный документ времени.

Образ победы, сменившего безумие войны мира воплощен художником в оглушительной тишине берлинских развалин, которые он увидел в июне 1945 года. Жизнь, оставляющая позади трагедию и стремящаяся в свое привычное русло – тема венских зарисовок 1946–1947 годов. Особый раздел выставки – женские модели разных лет. Рисунки натурщиц, создававшиеся художником на протяжении всей жизни, с 1920-х до 1960-х годов, вновь ярко свидетельствуют о том полнокровном чувстве бытия, которым обладал Дейнека – человек и художник.

Существует предание, что знаменитый учитель бокса Александр Гетье, у которого в середине 1920-х брал уроки молодой Александр Дейнека, много позже на вопрос: помнит ли он такого ученика? – ответил с большим сожалением: «Это тот, который в художники подался? Жаль, хороший мог бы быть боксер». Александр Дейнека выбрал искусство. Сегодня его творчество ждет нового прочтения, и, возможно, именно графика способна стать отправной точкой в формировании нового взгляда на наследие художника.

Проект «АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА. ИССЛЕДОВАНИЯ. КНИГИ. ВЫСТАВКИ. 2009–2011»

Государственная Третьяковская галерея и Издательская программа компании «Интеррос» объявляют о начале совместной работы над проектом «Александр Дейнека: Исследования, книги, выставки». Этот долгосрочный гуманитарный проект посвящен 110-летнему юбилею со дня рождения одного из крупнейших мастеров советской эпохи, художника, создавшего знаковые образы своего времени. Цель проекта – актуализировать творческое наследие Александра Дейнеки, инициировать исследовательскую и выставочную деятельность профессионального сообщества, широко популяризировать искусство этого выдающегося мастера.

Важная составляющая проекта – серия изданий, в которых впервые за последние 20 лет подробно представлены все сферы творческой деятельности художника. Первым шагом в реализации этого направления проекта стала книга «Дейнека. Графика» (Издательская программа компании «Интеррос» при поддержке Гуманитарного проекта Ивана Полякова 2009). В настоящее время сотрудники Издательской программы и специалисты Третьяковской галереи работают над книгой, посвященной живописи Александра Дейнеки. Завершит серию изданий том о монументально-декоративном искусстве и скульптурных работах мастера.

В рамках проекта запланирован ряд выставок, первая из которых – экспозиция «Д.А. Графика Александра Дейнеки из собрания Курской государственной картинной галереи» в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу. Задуман ряд больших экспозиций, репрезентующих художника как фигуру мирового масштаба: в Государственной Третьяковской галерее (весна 2010 года), в Государственном Русском музее (осень 2010). Интерес к организации развернутых выставок Александра Дейнеки проявил ряд крупнейших западных музеев (Tate Modern, Соломона Р. Гуггенхайма и др.).

Презентация издания «ДЕЙНЕКА. ГРАФИКА»

«Дейнека. Графика» – первая книга из запланированной Издательской программой компании «Интеррос» серии изданий о творчестве Александра Дейнеки. Выпущенный при поддержке Гуманитарного проекта Ивана Полякова в начале 2009 года 496-страничный том содержит более пятисот изображений, представляющих журнальную, плакатную, книжную и станковую графику художника.

При работе над изданием использованы произведения из собраний Курской государственной картинной галереи им. А.А.Дейнеки, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ряда музеев России и ближнего зарубежья, фондов Российской государственной библиотеки, материалы из архива вдовы художника Елены Волковой-Дейнеки, экспонаты из частных коллекций.

Текстовая часть книги представляет собой ряд высказываний по темам, значимым для искусства Александра Дейнеки в целом и специфическим для его графики. Арт-критик Андрей Ковалёв во вводной статье «”Защита Дейнеки”: сильный миттельшпиль» рассуждает о творческой судьбе художника. Историк и теоретик книжной графики Юрий Герчук описывает графику Дейнеки как своеобразный стилистический камертон всего его творчества. Работа Дейнеки в пропагандистских журналах 1920-х годов – предмет статьи арт-критика Дмитрия Смолева «Меня целиком поглощала тема…». Доктор искусствоведения Владимир Аронов раскрывает поэтизированное восприятие художником индустриального мира на примерах его плакатной графики. Заметки научного сотрудника Курской государственной картинной галереи им. А.А.Дейнеки Марины Тарасовой «Александр Дейнека, старые мастера и другие» посвящены художественным воздействиям, которые влияли на искусство мастера. В статье «У пределов рая» старший научный сотрудник Курской государственной картинной галереи им. А.А.Дейнеки Надежда Погрецкая рассматривает идиллическую линию в творчестве Дейнеки. Искусствовед и коллекционер Андрей Губко в заметке «Слава над павшими» комментирует неизвестные страницы военной графики, сделанные во время командировки художника на фронт в 1942 году. В эссе «Мы за удобную и хорошую одежду…» специалист по материальной культуре советского периода Юлия Демиденко рассматривает рисунки Дейнеки, запечатлевшие его интерес к моде и костюму. Рассказывая о визите художника в Соединённые Штаты Америки в 1935 году, кандидат искусствоведения, профессор Северо-западного университета штата Иллинойс в Чикаго Кристина Киаер сопоставляет два художественных направления: соцреализм и американский модернизм.

Не только первое за последние двадцать лет издание, посвященное художнику, но и альбом, наиболее полно представляющий его графику. Инновационный дизайн книги и использование новейших полиграфических технологий позволяет говорить о современном прочтении творчества Дейнеки, актуализирующем его наследие для сегодняшнего зрителя.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года