Проект «Зураб Церетели. 100 работ из Парижа»

27 мая — 26 июля 2009
Государственная Третьяковская галерея
Лаврушинский, 12, Инженерный корпус

Новый проект Третьяковской галереи приурочен к 75-летию народного художника СССР, Президента Российской академии художеств Зураба Церетели. Впервые в России представлены произведения из парижской мастерской художника, воссоздающие атмосферу «столицы муз».

Президент Российской академии художеств, народный художник СССР, России и Грузии, лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации, Посол доброй воли ЮНЕСКО, кавалер орденов многих стран, Зураб Константинович Церетели в списке своих почетных званий и наград особенно высоко ценит те, что получены от Франции. Мастер является зарубежным членом Французской академии изящных искусств, удостоен медали «Вермей» – высшей награды города Парижа за вклад в культуру и искусство, а также премии Пикассо и звания офицера Ордена искусств и литературы, одной из престижнейших наград Франции. С этой страной, традиционно играющей важную роль в мировой художественной жизни, у художника сложились давние, продуктивные творческие связи.

Париж занимает особое место в судьбе Зураба Церетели. С 1960-х годов – времени своего первого знакомства с французской столицей – художник неизменно возвращается в этот город. Свободная, креативная, праздничная атмосфера Парижа оказалась близка ему как в силу созвучности его художническому темпераменту, так и вследствие глубинных связей искусства Грузии – родины мастера – с традициями Франции начала прошлого столетия. Среди педагогов Тбилисской академии художеств, которых с теплом вспоминает Церетели, были художники Серебряного века, неоднократно посещавшие Париж или жившие там в эмиграции, как Василий Шухаев. Благодаря этому еще в юности параллельно с усвоением национальных и русских художественных традиций мастер приобщился к ярким страницам мирового искусства ХХ века.

Именно в Париже произошли встречи Зураба Церетели с Пабло Пикассо и Марком Шагалом, возможно, предопределившие его дальнейший творческий путь. Подобно Шагалу, в парижских работах художник воскрешает мир национальных традиций: «Сапожник Вардан» (2008), «Мой дед Симеон» (2009). И вместе с тем в его живописи предстают реальные приметы жизни, черты архитектурного облика столицы Франции: «Во дворе ЮНЕСКО. Париж» (2007), «Мулен Руж» (2008).

В парижской мастерской создано несколько графических циклов, листы из которых раскрывают традиционные для мастера темы – цирк («Старый клоун», «За кулисами»), судьба Пиросмани (из серии «Пиросмани»; все – 2002). Образ Чарли Чаплина, известный по живописи и графике Церетели, воплощен на этот раз в технике эмали («Пора уходить», 2003). В целом на выставке показано более ста работ: живопись и графика – рисунки, шелкография, а также эмали и скульптура. Одним из самых знаковых произведений стал скульптурный портрет «Пикассо» (2007–2008) – универсальный образ художника-новатора.

Подобно своим старшим современникам, Зураб Церетели и сегодня открыт для творческих экспериментов, увлечен изобретением новых техник, для него не существует общепринятых границ между видами и жанрами искусства. Не случайно его юбилейный выставочный проект показывает нам главу Академии художеств как активного участника современной арт-сцены.

Проект «Зураб Церетели. 100 работ из Парижа» продолжает серию выставок современных мастеров – членов Российской академии художеств.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года