Радоман Игорь Владимирович. «Отраженный свет времени»

27 мая — 10 июня 2009
Галерея «СОВКОМ»
ул. Щепкина, д. 28

С 27 мая по 10 июня 2009 года в Галерее СОВКОМ пройдет выставка живописных работ Игоря Владимировича Радомана (1921 – 1992), виднейшего представителя советской и российской художественных школ, Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В экспозиции «Отраженный свет времени» будет представлено около 40 работ 1940-80-х годов, специально подобранных для выставки, чтобы этим, пусть незначительным количеством передать многогранность таланта и творческих поисков художника.

В 1938 году, приехав из Свердловска, И.В. Радоман поступает и впоследствии блестяще оканчивает Московский художественный институт имени В.И. Сурикова. Начав учиться на живописном факультете, он закончил институт по мастерской монументальной живописи, которую вел А.А. Дейнека. Своих учителей И.В. Радоман помнил и ценил всегда. Это А.А. Дейнека, П.Д. Покаржевский, М.Ф. Шемякин. Это, несомненно, И.Э. Грабарь, сыгравший огромную роль в творчестве художника, развивший в своем ученике заложенные природой яркие черты незаурядного портретиста. Еще будучи студентом, Радоман преподавал в МДПИ живопись, рисунок и композицию; участвуя в росписи Московского планетария, включился в работу МТХ.

Как монументалист, И.В. Радоман известен росписями архитектурных интерьеров Московского метро (ст.м. «Киевская»), ГИТИСа имени А.В. Луначарского, Музея авиации и космонавтики, Харьковского железнодорожного вокзала и многих других объектов. Художник успешно занимался станковой живописью. Его талант и темперамент проявились во многих жанрах – это и пейзаж, и натюрморт, и сюжетно-тематическая, а также историческая картина. За 50 лет творческой деятельности И.В. Радоман внес весомую лепту в каждый из перечисленных видов и жанров искусства.

Но наиболее полно И.В. Радоман раскрыл себя в портретном жанре. Здесь он стал подлинным виртуозом. Свои портретные произведения художник пишет «в холст», без предварительных набросков. Многие работы создаются в два-три сеанса. Подобно Грабарю-портретисту, посвятившему ряд живописных произведений деятелям русской культуры и искусства, Радоман также создал свою галерею образов творческой российской интеллигенции.

Это вошедшие в экспозицию портреты скульпторов В.Е. Цигаля и М.И. Ласточкина, Владимира Высоцкого, Сергея Есенина, писателя Владимира Солоухина, композитора Игоря Бриля, художников Игоря Попова и Федора Лентулова. Следует отметить портрет студенческих лет, запечатлевший молодую актрису Л. Целиковскую.

Особое место составляют репрезентативные портреты известных лиц, людей, игравших важную общественную роль — Л.И. Брежнева, трижды героя Советского Союза легендарного летчика И.Н. Кожедуба.

В экспозиции представлены удивительно теплые женские и детские образы, портреты друзей и близких, отмеченные простотой и душевностью. На обозрение выставлены также пейзажи и натюрморты. Художник никогда не уставал анализировать и жадно впитывать аромат живых впечатлений. Эта большая внутренняя работа и давала его произведениям впечатление легкости, красоты и свободы. Однако такого ощущения полета и артистизма было бы невозможно добиться без постоянного изучения натуры, натуры – не как примитивной суммы предметов и явлений, а как живого источника и священного образца настоящего искусства. Время действительно летит быстро. Отраженный его свет остается в образах, запечатленных на холстах. Игорь Радоман привлекает зрительское внимание и сегодня, когда снова становятся важными и необходимыми высокий профессионализм исполнения, эмоциональное богатство живописи, интерес к внутреннему миру человека.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года