«Шолом-Алейхем в литографиях Анатолия Каплана»

Форзац к \

23 июня — 15 июля 2009
Филиал Государственного Литературного музея
Трубниковский переулок, д. 17

Государственный Литературный Музей и Галерея «Веллум» представляют персональную выставку литографий АНАТОЛИЯ КАПЛАНА

К 150-й годовщине со дня рождения классика еврейской литературы Шолом-Алейхема в филиале Государственного литературного музея в Трубниковском переулке с 23 июня по 15 июля галерея «Веллум» устраивает выставку литографий Анатолия Львовича Каплана.

Выставка работ известнейшего русско-еврейского художника Анатолия Каплана приурочена к 150-летию классика еврейской литературы Шолом-Алейхема. Галерея «Веллум» – организатор выставки Анатолия Каплана в филиале Литературного музея представляет работы из разных циклов Каплана: основа – литографии к знаменитым произведениям Шолом-Алейхема: «Заколдованный портной», «Стемпенью», «Тевье-Молочник», а также авторская графика.

2009 год — год 150-летия классика еврейской литературы Шолом-Алейхема, произведения которого переведены практически на все языки народов мира. Воспетое на страницах рассказов и эссе Шолом-Алейхема еврейское местечко — «штетл», со своими персонажами и мотивами, преисполненными нежности, достоинства, любви, страданий и веры, согревало и сеяло надежды на достойное будущее у нескольких поколений читателей.

В произведениях Шолом-Алейхема черпали вдохновение многие художники, воспевшие в своих произведениях быт, традиции, самобытность характеров, персонажей простых людей в ситуациях нелепых, смешных, грустных и трагических. К ним можно отнести Марка Шагала, Эля Лисицкого, Натана Альтмана, художников «Культур-Лиги».

Достойное место в этом ряду занимает Анатолий Львович Каплан (1902–1980), замечательный художник, вошедший в мировое искусство как один из самых значительных интерпретаторов произведений Шолом-Алейхема. Более 40 лет жизни посвятил мастер работе над иллюстрациями к основным произведениям Шолом-Алейхема. Тема была ему совсем не нова, так как родом Каплан (наст. имя Танхум Лейви) был из небольшого белорусского местечка Рогачев. В разные годы им были созданы графические циклы (литографии) к «Тевье-молочнику», «Заколдованному портному», «Стемпеню», «Детским рассказам», «Песни Песней» и другим произведениям писателя.

Навсегда ушедшая и потерянная культура еврейского местечка обрела бессмертие в работах одного из ярчайших русско-еврейских художников ХХ века Анатолия Каплана.

На выставке представлено около 60 работ А. Каплана.

Крупные выставки работ Каплана проводились в Государственном Русском музее (2006), и в Музее личных коллекции (2007)(Собрание семьи Кушнир). Работы А.Каплана галерея «Веллум» выставляла также в рамках проведения Антикварных Салонов в Центральном доме художника (Москва).

АНАТОЛИЙ ЛЬВОВИЧ КАПЛАН (1903–1980). Родился в Рогачеве (Могилевская губерния) в семье мясника. Учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) в Петрограде-Ленинграде (1921–1927) у Г.Верейского и А.Рылова. Жил в Ленинграде, часто наезжая в родные места в бывшей черте оседлости, где изучал оставшиеся следы традиционного еврейского быта и культуры. В 1937–1940 работал в руководимой Верейским экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ (Ленинградского отделения Союза художников). В своих композициях в духе «тихого искусства» (или своего рода лирического экспрессионизма) – преимущественно черно-белых и цветных литографиях – возобновил характерные мотивы предреволюционного «еврейского возрождения», стремившегося ввести древнюю символику иудаизма и темы местечковой «идиш-культуры» в русло современного искусства. Старые семейные фотографии, этнографические зарисовки, реминисценции сакрального декора надгробий составляют в образах Каплана романтически-живописный сплав. Среди его произведений – альбомы на темы Шолом-Алейхема (Касриловка, 1941; Заколдованный портной, 1957; Тевье-молочник, 1961; Стемпеню, 1968) и цикл Еврейские народные песни (1963). Исполнил художник также серию «Ленинград в дни блокады» (1944–1949) в характерной для него зыбкой, как бы «струящейся» манере. В поздние десятилетия все чаще выступал и как живописец-станковист, в графике усиливал линейное начало (цикл офортов Рогачев, 1970-е годы). В 1967-1969 годах Каплан занимается керамикой, создает блюда, тарелки, мелкую объемную пластику из шамота, расписывает цветными глазурями сюжеты, варьирующих темы его графики («Двойной портрет», «Золотая свадьба», «Козочка» и др.). В керамике же была исполнена и последняя его работа – цикл по мотивам «Мертвых душ» Н.Гоголя.

Произведения Анатолия Каплана экспонировались на многочисленных выставках в различных городах мира, в том числе на посвященной 100-летию со дня рождения Шолом-Алейхема в Нью-Йорке в 1959 году.

 
Литография к Шолом-Флейхему \
Литография к Шолом-Флейхему \"Тевье-Молочник\"\"Прости, отец\"
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года