Ежегодная выставка молодого искусства «Мастерская 20’09»

30 июня – 2 августа 2009
Московский музей современного искусства
Ермолаевский переулок 17

Моя любовь, мои друзья / My Love, My Friends

Руководитель проекта: Вера Дажина
Кураторы: Дарья Камышникова, Сергей Ерков

В жертвенной отданности другому «я» освобождается от «личин», обретает свое «лицо» и получает возможность подняться к высшему типу самовыражения.
Павел Флоренский

Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты

Народная мудрость

Московский музей современного искусства проводит ежегодную выставку «Мастерская» с 2001 года. За это время проект превратился в масштабный фестиваль молодого искусства, цель которого – поддержать молодых художников. На этот раз титульным проектом «Мастерской 20’09» была выбрана важнейшая в современной антропологии тема взаимоотношений «Я» и «Другого»; кураторы объединили возможную широту ее интерпретации под общим названием «Моя любовь, мои друзья». В рамках основного проекта собрано более 40 произведений, выполненных в разных техниках – от живописи и инсталляции до мультимедийных форм – и призванных ответить на вопрос о восприятии художниками молодого поколения любви и дружбы, вопрос, мучающий человечество на протяжении всего его существования.

Каждый из нас существует в сообществе «Других», ведь личности предстают друг другу в качестве многих «Я», играют разные роли, выступают в различных амплуа, меняют маски и примеряют разнообразные «личины». Без «Другого» невозможно осознанное существование «Я». Одиночество приводит личность к отчуждению, лишает ее идентичности.

«Я» и «Ты», «Я» и «Другой» – ключевые слова в диалогическом дискурсе, определяющем специфическое положение человека в мире себе подобных. Только через взаимодействие «Я» с «Другим» утверждается мир отношений, реализующийся в трех сферах: в отношении к природе, обществу и Богу. В социальном бытии отдельной личности ее свобода и самоутверждение невозможны без взаимодействия с «Другими» – друзьями, соратниками, любимыми. В диалоге с «Другим» происходит становление личности, без «Ты» не существует «Я». Именно взаимная коммуникация обеспечивает существование «Я» как личности – это осознание своего «Я» через «Другого» является основой культурной самоидентификации человека.

Взаимная коммуникация невозможна без дружеской привязанности, доверия и любви. Через пребывание в любви человек обретает свое подлинное «я», любовь венчает систему связей, является вершиной «философии жизни». Разрыв коммуникации, утрата любви и привязанности, отсутствие дружеского общения – это антропологическая катастрофа, приводящая к утрате личности как части общества. В современном социуме любовь «отмирает» и другие «я» смотрят друг на друга как на предмет потребления. По словам Эриха Фромма, общество, «которое в той или иной степени исключает развитие любви, в конце концов, должно погибнуть» – так, может быть, мы уже стоим у последней черты?

На этот и другие волнующие молодое поколение вопросы авторы пытаются ответить, используя язык современного художественного высказывания. В их поле зрения попадают разные, часто неожиданные проблемы человеческих взаимоотношений, где дружба соседствует с агрессией, где «Свой» и «Чужой» сталкиваются с непримиримым противостоянием.

Современный мир с его информационными и коммуникационными системами вводит в привычные понятия межличностного общения новые формы. Телевидение и интернет добавляют новых «друзей» – это и звезды поп-сцены, и герои «реалити-шоу», и онлайн-френды социальных сетей. Но вместе с тем остаются и традиционные формы межличностного общения: привязанность к милым, близким людям, любовь к животным, любимые предметы одежды и другие мелочи, скрашивающие наши будни.

В этом году в рамках «Мастерской 20’09» представлены два специальных кураторских проекта, исследующих разные стороны межличностного общения: «Зоны отчуждения» Марины Фоменко и «Klischee – Штампы» Ники Кухтиной. В центре их внимания – одиночество, неприкаянность как обратная сторона сужающегося мира людей и перенос в плоскость индивидуального общения тех исторически сложившихся штампов восприятия народов друг другом, преодоление которых становится началом диалога между культурами и ментальностями.

* * *

Кроме выставочной программы, в рамках фестиваля «Мастерская 20’09» состоится ряд других мероприятий:

 Авторская программа Татьяны Данильянц «Арт-хаус в коротком метре», которая уже в четвертый раз участвует в фестивале. В этом году представлено две программы – «Маленькие будни большого города» и «Светотень». Показы пройдут в Московском музее современного искусства на Петровке, 25.

 В Государственном музее современного искусства Российской академии художеств (Гоголевский бульвар, 10) Мария Удовыченко представит мультимедийный проект «Погружение».

 В Bubbles Art Café & Champagne Bar – первом видеоарт-кафе Москвы, занимающемся продвижением современного искусства и консолидацией творческой молодежи, – пройдут перформансы Кати Улитиной.

 Совместно с проектом «Теории и практики» будет проведен курс публичных лекций, посвященных проблемам актуального искусства и графического дизайна. Лекции с участием таких специалистов, как Дарья Пыркина, Ольга Шишко, Протей Темен и других, будут проходить каждую среду в Кафе 25 (в здании Московского музея современного искусства на Петровке, 25).

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года