Рисунок и акварель в собрании П.М. Третьякова

Брюллов К.П. Прерванное свидание (

28 декабря 2005 — 9 апреля 2006
ГТГ, Лаврушинский, 10 (залы 49–54)

Выставка приурочена к 150-летию Третьяковской галереи.

Выставка «Рисунок и акварель в собрании П.М.Третьякова» открывается 27 декабря (14 декабря по старому стилю) – в день рождения Павла Михайловича. Она представляет собой одно из наиболее значительных событий в череде юбилейных мероприятий, посвященных 150-летию Галереи.

Новый проект продолжает серию выставок, посвященных московским собирателям, чье наследие вошло в состав Третьяковской галереи. Коллекция рисунков П.М.Третьякова и выставлявшиеся ранее собрания И.Е.Цветкова, И.С.Остроухова, Румянцевского музея стали основой Отдела графики Галереи.

В 1892 году Павел Михайлович Третьяков передал в дар городу 1287 картин, 9 скульптур и 518 рисунков. Более 150 из них будут демонстрироваться на выставке в залах графики. Экспозиция позволит представить, как складывалась графическая коллекция П.М.Третьякова, поможет понять вкусы, предпочтения, интересы основателя галереи.

Третьяков, собиравший, в основном, русскую живопись, одним из первых, еще в конце 1850-х годов, проявил интерес к рисунку не только как к фиксации первоначальной мысли художника при создании живописных произведений, но и как к самостоятельному виду искусства. Как отдельный раздел экспозиции Галереи зал рисунков появился осенью 1887 года. Об этом свидетельствует ранее не публиковавшееся письмо племянника собирателя – Н.С. Третьякова к Н.П.Собко: »…открылся в галерее новый отдел рисунков и акварелей, разумеется, приобретенных им в разное время, в количестве 266 экземпляров». К 1898 году графическое собрание П.М. Третьякова включало уже около 1600 произведений как старых мастеров (А. Лосенко, А. Егоров, П. Басин, Ф. Бруни, К.Брюллов, А. Иванов, П. Федотов), так и современников коллекционера (В. Перов, И. Крамской, И. Репин, В.Суриков, И.Шишкин, Ф.Васильев, В.Поленов, Н.Ге), а также работы художников нового поколения (В. и А.Васнецовы, И.Левитан, М.Нестеров, В.Серов, М.Врубель, А.Бенуа, К.Сомов, Л.Бакст). Многие из этих произведений участвовали в персональных и тематических выставках, проводимых в Третьяковской галерее. Однако возможность увидеть экспозицию, составленную исключительно из рисунков, собранных Третьяковым, предоставляется зрителю впервые. В экспозицию вошло около 250 работ.

Открывает выставку мемориальный зал. В нем представлены портреты основателя Галереи, исполненные В.А.Серовым и В.В.Матэ, акварели Н.Н.Гриценко, связанные с «домом в Толмачах», Грамота почетного гражданина Москвы П.М.Третьякова работы В.М.Васнецова. Уникальные фотографии залов, исполненные в 1898 году К.Фишером по заказу П.М. Третьякова, дают возможность познакомиться с тем, как экспонировались рисунки в конце XIX века.

В экспозиции представлены пейзажи, жанровые произведения, натюрморты, эскизы картин и монументальных росписей, исполненные в самых разнообразных графических техниках : итальянским и графитным карандашом, сангиной, углем и пастелью, а также пером и кистью в акварели, сепии и туши.

П.М.Третьяков особенно ценил и бережно собирал портреты, выполненные с натуры, поставив перед собой цель сохранить для потомков образы известных российских деятелей науки, культуры и искусства. Его обширная графическая галерея портретов современников стала важным документом эпохи.

Завершает экспозицию зал последних приобретений Третьякова, позволяющих представить Павла Михайловича не только как собирателя работ передвижников и старых мастеров, но и как человека, интересующегося всем новым, что появлялось в современном искусстве.

Выставку сопровождает электронное издание, включающее иллюстрированный каталог, статьи об истории создания графической коллекции П.М.Третьякова, переписку с художниками, фотодокументы.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года