Бакст в Чикаго

Авторы: Елена Беспалова

C 12 марта по 7 апреля 1923 года в Чикаго в Художественном клубе состоялась последняя прижизненная выставка Льва Самойловича Бакста. Выставка была организована самим автором.

Бакст посетил Чикаго 2-7 апреля, присутствовал на торжествах в честь закрытия выставки. В специальном литературе эта выставка почти не освещалась, в фундаментальном труде Чарльза Спенсера о Баксте (второе издание – Лондон, 1995) она даже не упомянута (1). Данная публикация является результатом исследования, проведенного в Художественном институте Чикаго, архиве библиотеки Ньюбери, Чикаго, в рукописном отделе Государственной Третьяковской галереи (2), в музее Эвегринхауз (3), Балтимор.

В 1922—1924 годах Бакст дважды побывал в Америке. Хронология этих поездок прослежена в моих статьях, опубликованных в отечественной и зарубежной печати (4). Первая поездка состоялась в ноябре 1922 – апреле 1923 года, а вторая – в январе-мае 1924. Поездки Бакста в Америку были вызваны разрывом с Дягилевым. Дягилев демонстративно нарушал обещания Баксту и поручал заказы на оформление спектаклей другим художникам, когда Бакст уже выполнил часть работы. Так было в 1920 году с балетом “Фея кукол”, переданном Анри Дерену и в 1921 году с балетом “Мавра” на музыку Стравинского, переданном Леопольду Сюрважу. В Америке Бакст стал настойчиво пробовать свои силы в новых сферах – работа для текстильной промышленности, чтение публичных лекций, и вернулся к хорошо знакомой деятельности – оформлению интерьеров и проведению выставок.

Американская выставка Бакста 1923 года проводилась Художественным клубом Чикаго. Художественный клуб Чикаго или Клуб любителей искусств Чикаго был обществом поощрения художеств, членами которого состояли видные представители светской элиты города. Клуб возник в 1916 году, действовал на протяжении всего XX века, в 1991 году пышно отмечал свое 75-летие изданием роскошного каталога. В 1918—1923 годах клуб размешался по адресу: Саут Мичиган авеню 610 – в элегантном районе города. Именно здесь открылась в марте 1923 года выставка Бакста. Одновременно с ней здесь же проходила выставка “Современные русские художники”, где были представлены работы Николая Рериха, Бориса Григорьева, Сергея Судейкина и др. Художественный клуб Чикаго был тесно связан с Художественным институтом Чикаго – музеем, обладающим крупнейшим собранием картин после музея Метрополитен в Нью-Йорке. Художественный институт делал закупки с выставок Художественного клуба. Клуб обладал привилегией аренды помещений института для своих выставок. Художественный клуб Чикаго активно знакомил публику с искусством модернизма. В 1923 году здесь впервые в Америке была организована выставка графики Пикассо, в 1924 году – выставка Брака, здесь состоялась первая в Америке выставка Бранкузи (1927). Клуб устраивал музыкальные вечера. В его стенах выступали с концертами русские композиторы Игорь Стравинский (1924), Сергей Прокофьев (1930).

Клуб не был чисто благотворительным учреждением, хотя оплачивал страховку работ, транспортные расходы, расходы на оформление выставок и на приемы в честь открытия, с продаж он брал 10 процентов.
Чикагская выставка Бакста 1923 года состояла из 41 произведения. Каталога к этой выставке выпущено не было, но в архиве библиотеки Ньюбери в Чикаго хранится машинописный список работ на смеси английского и французского языков, подготовленный самим художником, с указанием цен, но без указания даты, техники или размеров. Большинство работ – это эскизы костюмов и декораций к балетам “Спящая красавица” (1921), “Жар-птица” (1910), “Шутницы” (1914). Особый небольшой раздел выставки составляли портреты деятелей культуры и меценатов. Все произведения кроме трех были собственностью художника. Две работы предоставила миссис Бенджамин Мур, одну – миссис Цетлин. Только шесть произведений оценены в диапазоне 1,5—3 тысячи долларов. Большинство эскизов стоили от 350 до 750 долларов. Так, портрет Иды Рубинштейн (сейчас в коллекции музея Метрополитен, Нью-Йорк), был оценен художником в две тысячи долларов, эскиз костюма к балету “Жар-птица” – в 750 долларов. Выставка не имела коммерческого успеха. Была продана только одна работа. Поверенный Бакста Николай Гришковский в своем письме от 3 мая 1923 года из Нью-Йорка подтвердил организатору чикагской выставки Ру Карпентер, что получил от нее для передачи автору 40 картин Бакста и 360 долларов за проданную работу (5).

Интересна предыстория чикагской выставки. Бакст находился в Америке с ноября 1922 года. В визовых документах он четко обозначил цель поездки – “организация выставки”. Визу ему выдали на три месяца (6). В декабре в Нью-Йорке в коммерческой галерее «Нёдлер» на Пятой авеню прошла выставка последних произведений Бакста. Парижанин Бакст, не знавший кабалы маршанов, избалованный покровительством богатых и щедрых представителей светского общества, был шокирован жесткой хваткой галеристов-коммерсантов. Тяжба Бакста с галереей «Нёдлер» тянулась до смерти художника. В основе конфликта был высокий процент галереи за посредничество. Бакст называл требования галереи «американским жульничеством».
Неудовлетворенность посредниками-коммерсантами, видимо, подтолкнула Бакста к попытке самостоятельной организации выставки. 16 января 1923 года из Нью-Йорка Бакст пишет письмо незнакомой ему чикагской даме – Ру Карпентер, жене композитора Джона Карпентера, с просьбой помочь ему в организации выставки в Чикаго: “...со всех сторон я слышу, что только Вы, Вы одна, способны сделать это на благо искусства” (7). Возможности миссис Карпентер, видимо, не были преувеличены. А может быть, был велик интерес миссис Карпентер к деловым контактам с Бакстом (8). Но, к 7 февраля Бакст уже имеет договоренности с Художественным клубом Чикаго, в своей телеграмме из Вашингтона он одобряет дату открытия, обещает прислать около 40 работ и обещает приехать на вернисаж. Работы Бакста были застрахованы Художественным клубом Чикаго. 28 февраля Бакст сам наблюдал за отправкой работ из Нью-Йорка через компанию “Будворт и сыновья” (9). Транспортировка произведений была также оплачена клубом. В архиве библиотеки Ньюбери хранится телеграмма Бакста от 10 марта, направленная Ру Карпентер из Балтимора, в которой он сообщает, что болен свинкой и откладывает своей приезд (10). 12 марта 1923 года выставка открылась в Чикаго без Бакста. Бакст побывал в Чикаго в апреле в последнюю неделю экспонирования своей выставки. Самые видные члены художественного клуба Чикаго соперничали за право принимать у себя мэтра. В итоге эту честь разделили супруги Адлеры и композитор Джон Карпентер и его жена Ру, организатор чикагской выставки (11). Знакомство четы карпентеров с Бакстом пеперосло в дружбу, правда несколько одностороннюю. Летом 1923 и 1924 годов, останавливаясь в Париже проездом в Венецию, композитор неоднократно просил Бакста передавать свои партитуры Иде Рубинштейн и другим лицам (12), то есть он использовал уникальные связи Бакста со всеми крупными антерпренерами и творцами музыкального театра.После Чикаго Бакст заехал в Балтимор попрощаться с друзьями. 14 апреля 1923 года Бакст сел на пароход, чтобы вернуться в Париж.

Цель поездки в Америку в 1922—1923 годах была организация выставки. Нью-йоркская выставка была омрачена конфликтом, на чикагской выставке была продана только одна работа. Значит ли это, что поездка была неудачной? Бакст находился в Америке более 4-х месяцев, около 2-х месяцев он пробыл в Балтиморе, в гостеприимном доме Алисы и Джона Уорка Гэрретов, своих друзей по Парижу, где Гэррет, сын железнодорожного магната, служил дипломатом. В 1930-е годы Гэррет был послом США в Италии. Бакст дружил с Гэрретами со времени Первой мировой войны. Алиса, художница-любительница и почти профессиональная оперная певица, была наследницей бакалейного магната Уордера. Обладая личным состоянием, она стала спонсором Бакста, щедро оплачивала свои заказы на портреты, а также одалживала деньги художнику, чья карьера знала взлеты и падения. С 1920 года Алиса Гэррет была американским агентом Бакста. В архиве музея Эвегринхауз хранятся счета за продажи работ Бакста американским собирателям, представителям знатнейших фамилий – Фредерику Хейвмейеру, Роберту Блиссу, Стенли Маккормику, Ральфу Эллису, Пейну Уитни, одному из основателей музея Уитни в Нью-Йорке, Фрэнку Крауниншилду – редактору журнала “Вэнити Фэйр” (“Ярмарка тщеславия”) в издательском концерне “Конде Наст” (13). Алиса Гэррет была организатором выставок Бакста в Америке в 1920 году.

Баксту не пришлось скучать в Балтиморе. Гэрреты поручили ему дизайн интерьера своего дома. Дом построенный в середине XIX века в неоклассическом стиле подвергался переделкам. Бакст создал три интерьера – театр, фойе и галерею. Декор театра и фойе выполнен в русском стиле. Бакст использовал элементы украшения пряничных досок, мотивы вышивок и, изменив масштаб, разместил их по поверхностям колонн, потолка, падуги сцены. Зал для игры в мяч Бакст превратил в элегантный интерьер галереи для размещения восточных коллекций Джона Гэррета. Помещения музея Эвегринхауз – единственные интерьеры Бакста, дошедшие до наших дней (14). Созданные на закате карьеры, в условиях скромного частного заказа, они хранят неповторимые элементы стиля художника, прославившегося дерзким дизайном интерьера при оформлении выставок в дворцах Петербурга (1905) и Парижа (1906). Для своей хозяйки и патронессы Бакст создал эскизы костюмов и декораций. Для элиты Балтимора Алиса Гэррет давала любительские музыкальные спектакли, в которых исполняла сольные партии.

Пребывание в Балтиморе прерывалось поездками в Нью-Йорк и Торонто, которые принесли Баксту и славу и деньги. 31 января 1923 года Бакст выступил перед группой нью-йоркских знаменитостей в бальном зале роскошного отеля “Плаза” с лекцией “Искусство костюма и его законы, их применение к отдельной личности” (15). За это он получил неслыханный гонорар в 4 тысячи долларов в соответствии с контрактом с Бруклинской академией музыки (16). Лекция сопровождалась фонарной проекцией произведений Бакста. Несмотря на высокую цену входного билета – 10 долларов, в зале собралось более полутора тысяч человек. Бакст читал свою лекцию по-французски без перевода. В 1920-е годы французский язык продолжает быть языком светского общества Америки. Со всеми своими знатными американскими патронами Бакст переписывается по-французски. За рассылку приглашений на лекцию Бакста отвечал журнал «Вэнити Фейр» и лично его главный редактор Фрэнк Крауниншилд. Он же заверил Бакста, беспокоющегося, что стенографистки застенографируют текст лекции и пиратски издадут его, в том, что стенографистки в Америке – женщины из низших слоев общества – не знают французского. 3 марта 1923 года Бакст повторил лекцию о моде в Торонто. Ее посетило 3 тысячи человек. Газеты нарекли ее крупнейшим художественным событием года. Надо полагать, гонорар и подъемные не уступали нью-йоркским выплатам. 5 марта 1923 года Бакст еще раз прочитал эту же самую лекцию для широкой публики в Нью-Йорке в Мэсси-холле под более простым названием «Цвет и костюм». Лекцию организовал Т. Итон, переводчиком на английский выступила Дора Мур (17). Текст этой лекции на английском и французском языках хранится в архиве Третьяковской галереи. Там же хранится текст лекции Бакста об изобразительном искусстве “Новые формы классицизма в живописи”(18), но нет никаких свидетельств, что эта лекция была прочитана. Америка жаждала лекций о моде. Вследствие успеха лекций о моде и текстиле стало возможным участие Бакста в производстве шелка. Для нью-йоркской фирмы Артура Селига, Бакст сделал в 1923 году серию текстильных орнаментов в русском стиле и серию эскизов по мотивам искусства индейцев. Образцы текстиля и эскизы хранятся в музее Эвегринхауз.

Коммерческая неудача чикагской выставки Бакста 1923 года не означает отсутствие успеха у широкой публики. Коллекционирование, покупка произведений искусства были в 1920-х годах привилегией узкого круга лиц. Широкая публика радостно приветствовала Бакста как знакомое, узнаваемое явление, а на подходе было новое пугающее искусство. Это хорошо видно по рецензиям. Сравнивая выставку Бакста и соседствующую с ней выставку русского искусства анонимный автор написал в газете “Чикаго ивнинг пост” 13 марта 1923 года: “Баксту, талантливому рисовальщику и живописцу, присуще живое воображение, для всех, кто любит фантазию, сказку и балет он, без сомнения, великий мастер. Честь ему и хвала. Напротив, полотна Сергея Фотинского, Адольфа Федера, Бориса Григорьева, Ладо Гудиашвили, Сергея Судейкина и Осипа Цадкина потревожили спокойный сон чувствительных членов Художественного клуба. Программная установка клуба – знакомство с необычными работами вполне одобряется членами клуба, мы все хотим шагать в ногу со временем. Однако, либеральный подход, открывающий двери причудам моды в области искусства, не должен уводить с пути истины и добра... Уровень мастерства высок, но рисунок так искажен, пропорции настолько нарушены, что чувствительный зритель уходит с выставки растерянным и подавленным”.

Бакста ждал хороший прием в Чикаго в 1923 году так как его произведения здесь хорошо знали. Выставке 1923 года предшествовали выставка 1914 года и выставка 1920 года, также не отмеченные в фундаментальных трудах о Баксте.
“Выставка произведений Леона Бакста” состоялась в Художественном институте Чикаго 5 марта – 1 апреля 1914 года. Куратором выставки и автором каталога был Мартин Бирнбаум. Было представлено 163 произведения, в том числе эскизы костюмов и декораций к балетам “Шехерезада” (1910), “Синий бог” (1911). “Тамара” (1912), “Дафнис и Флоя” (1912), “Клеопатра” (1909), “Послеполуденный отдых фавна” (1912), выполненные для Русских балетов Дягилева, и к балетам “Святой Себастьян” (1911), “Елена Спартанская” (1912), “Пизанелла” (1913), сделанные по заказу Иды Рубинштейн, и к балету “Восточная фантазия” (1913), созданные для антрепризы Анны Павловой. Чикагская пресса приписывала честь открытия Бакста Анне Павловой. Не удивительно, Павлова со своей труппой уже побывала в Чикаго в декабре 1913 года, выступала в “Аудитории” – крупнейшей концертной площадке города, опередив гастроли дягилевской труппы в Америке на 3 года.

Столь представительная выставка вызвала серьезные отклики в печати. Так, газета “Чикаго дейли трибюн” опубликовала 8 марта 1914 года статью Харриет Монро “Бакст – вершина в сценографии”, в которой отмечалось, что искусство Бакста “...оставило самый яркий опечаток на декоративном дизайне после Бёрдсли”. “Бакст имеет такой же горько-сатирический взгляд на мир, как Бёрдсли, но он представляет человеческую жизнь не в виде оргии демонов, а в виде фантастического шествия костюмов... Люди облекаются в покровы, чтобы скрыть свою сущность, – вот основная тема искусства Бакста... Он не подвержен сомнениям, томящим Запад, он играет блеском и роскошью всех эпох, создавая калейдоскопы новых орнаментов для забавы современного мира”. Но в работах Бакста всегда есть намек на «неуместность этой нелепой пляски человечества на краю пропасти». Заметим, что это написано накануне Первой мировой войны.

Выставка Бакста “Оригинальные произведения живописи и рисунка” в Художественном клубе Чикаго состоялась 12—26 ноября 1920 года. Из 99 работ, представленных на выставке, 18 были проданы, впоследствии большинство из них были подарены владельцами Художественному институту Чикаго. Работы Бакста, которые хранятся в графическом отделе Художественного института все имеют каталожный номер, начинающийся с 1920 – даты первой выставки Бакста в Художественном клубе Чикаго. Это серия из шести эскизов костюмов к балетам “Волшебная лавка” (1917—1918), к “Клеопатра” (1909), “Пизанелла” (1913), “Синий бог” (1911).

Выставки Л.С.Бакста в Америке проливают свет на историю меценатства в Америке, в частности на поддержку художников-эмигрантов из России. Поездка Бакста в Америку в 1922—1923 годах в связи с организацией выставки, расширила рамки его творчества, здесь он приобщился к дизайну текстильных орнаментов для промышленности, здесь создал свои последние произведение в сфере дизайна интерьеров.

Примечания
1 Charles Spencer. Leon Bakst and the Ballets Russes. London, 1995.
2 Фонд Л.С.Бакста в Отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи содержит 2621 единицу хранения 1900—1924 годов. Документы парижского периода жизни Бакста поступили в 1962—1966 годах от сына художника А.Л.Бакста через М.Н. Гриценко, приемную дочь Л.С.Бакста и внучку П.М.Третьякова.
3 Музей Эвегринхауз в Балтиморе в настоящий момент входит в систему Университета Джона Хопкинса. Архив музея содержит письма Л.С.Бакста Алисе Гэррет из Парижа и Нью-Йорка между 1916—1924 годами. Письма Алисы Гэррет к Баксту были уничтожены после ее смерти в 1952 году по ее просьбе ее секретарем. Архив также содержит финансовые документы о покупке картин Бакста американскими коллекционерами, список этих коллекционеров, книгу записей встреч А. Гэррет с друзьями. Эта книга важный источник для датировки событий в жизни Бакста в 1916—1924 годах.
4 См. Е.Р. Беспалова. Бакст в Америке. – Наше наследие, № 39-40, 1997, с. 132-139. Elena Bespalova. Leon Bakst’s Textile and Interior Design in America. – Studies in the Decorative Arts, Fall-Winter 1997-1998, volume V, № 1, p. 2-28. 5 Архив библиотеки Ньюбери, Чикаго, фонд Художественного клуба Чикаго.
6 Отдел рукописей. Государственная Третьяковская галерея (далее – ОР ГТГ). Ф. 111. Ед.хр. 596.
7 Архив библиотеки Ньюбери, Чикаго, фонд Художественного клуба Чикаго.
8 Муж Ру Карпертер – известный композитор Джон Олден Карпертер обхаживал в это время Сергея Дягилева, о ссорах Бакста с Дягилевым Карпентер мог и не знать. Летом 1924 года Карпентер приехал в отель “Эксельсиор” на Лидо в Венеции, где Дягилев отдыхал с Сержем Лифарем и предложил Дягилеву поставить балет на его музыку на тему забастовки полицейских. Балет Карпентера “Каникулы полицейского” никогда не был поставлен. (Запись беседы Бориса Кохно с Ричардом Баклом, с. 222-224. – Цит. по: Richard Buckle. Diaghilev. London, 1979, p. 436-437).
9 Архив библиотеки Ньюбери, Чикаго, фонд Художественного клуба Чикаго.
10 Там же.
11 ОР ГТГ. Ф. 111. Ед.хр. 595.
12 Там же, ед. хр. 1214, 1216.
13 Архив музея Эвегринхауз.
14 За исключением интерьеров Бакста 1922 года в особняке Ротшильдов в Лондоне. Подробнее об этом см.: A. Schouvaloff. Leon Bakst: The Teatre Art. London, 1991. Работа над живописными панно для дома Ротшильдов на темы «Спящей красавицы» ближе к работе живописца монументалиста, чем к работе дизайнера интерьера.
15 ОР ГТГ. Ф. 111. Ед. хр. 552-555. Текст лекции существует в 4-х вариантах, один – на английском, три – на французском языках.
16 Там же, ед. хр. 607.
17 Там же, ед. хр. 2574.
18 Там же, ед. хр. 549-551.

 
Выставка Л. Бакста в Нью-Йорке. Иллюстрация из журнала «Вог» (американское издание). 1923.
Выставка Л. Бакста в Нью-Йорке. Иллюстрация из журнала «Вог» (американское издание). 1923.
Л. Бакст. Театр в доме А. и Дж. Гэрретов. 1922 – 1923. Музей Эвегринхаус, Балтимор.
Л. Бакст. Театр в доме А. и Дж. Гэрретов. 1922 – 1923. Музей Эвегринхаус, Балтимор.
Дом Алисы и Джона Гэрретов в Балтиморе, где сохранились интерьеры Бакста 1922 – 1923 годов. Музей Эвегринхаус, Балтимор.
Дом Алисы и Джона Гэрретов в Балтиморе, где сохранились интерьеры Бакста 1922 – 1923 годов. Музей Эвегринхаус, Балтимор.
Л. Бакст. Эскизы оформления интерьера в доме А. и Дж. Гэрретов. 1922 – 1923.        Музей Эвегринхаус, Балтимор.
Л. Бакст. Эскизы оформления интерьера в доме А. и Дж. Гэрретов. 1922 – 1923. Музей Эвегринхаус, Балтимор.
Л. Бакст. Интерьер в доме А. и Дж. Гэрретов в Балтиморе. 1922 – 1923. Музей Эвегринхаус, Балтимор.
Л. Бакст. Интерьер в доме А. и Дж. Гэрретов в Балтиморе. 1922 – 1923. Музей Эвегринхаус, Балтимор.
Л. Бакст. Интерьер фойе театра в доме А. и Дж. Гэрретов. 1922 – 1923. Музей Эвегринхаус, Балтимор.
Л. Бакст. Интерьер фойе театра в доме А. и Дж. Гэрретов. 1922 – 1923. Музей Эвегринхаус, Балтимор.
Л. Бакст. Портрет Иды Рубинштейн. 1921. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Л. Бакст. Портрет Иды Рубинштейн. 1921. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Л. Бакст. Портрет Алисы Гэррет. 1915. Частная коллекция, Калифорния.
Л. Бакст. Портрет Алисы Гэррет. 1915. Частная коллекция, Калифорния.
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года