Память московских столетий

Авторы:

Дмитрий Швидковский

Темы:

Тема

Историческое наследие Москвы передает с достойными удивления достоверностью и полнотой национальное своеобразие народов России. В нашей истории художественный облик Москвы оказывается константой, выражающей особенности русского характера, формировавшегося на протяжении веков. Росла Россия, увеличивалась Москва, происходили бунты и войны, но город продолжал хранить непреходящие черты своей памяти.

Убранство зданий московского модерна

Авторы:

Алла Вершинина

Темы:

Тема

Стихийная природа Москвы рождалась в запутанной подвижности ее «элементов» — тупиков, домов, переулков, стен, оград. Это обусловило своеобразие городской среды, столь отличной от петербургской «бесконечности в бесконечность убегающих проспектов». Любовь к сочной, живописной детали, окрашивающая «уютное» пространство московских улиц особой эмоциональной жизнью, предполагала настоящее пиршество скульптурного убранства.

Дом Перцова: архитектура и жизнь

Авторы:

Дмитрий Перцев

Темы:

Тема

Москва — родина неорусского стиля в архитектуре — имеет единичные примеры его воплощения в таком типе здания, как доходный дом. Кто был заказчиком этих редких проектов, усложняющих и удорожающих строительство?

Московское метро — «Ода к радости»

Авторы:

Ольга Костина

Темы:

Тема

Московское метро уникально. Уникальна и его роль в создании мифологической картины развития советского искусства. Наряду с проектом Дворца Советов и каналом «Москва — Волга» московское метро стало репрезентацией образа социализма.

Ландшафтная архитектура Москвы. Страницы истории

Авторы:

Валентин Иванов

Темы:

Тема

Сегодня, как свидетельствуют публикации в прессе, в нашу жизнь и в архитектуру возвращается, хотя и с трудом, «природоподобие» или «ландшафтоподобие». Ландшафтная архитектура — самостоятельная отрасль художественной деятельности, созидающая образ среды с помощью природных элементов и в тесном взаимодействии с зодчеством, скульптурой, произведениями монументального и декоративного творчества. Одним из ярких этапов истории отечественной ландшафтной архитектуры Москвы являются 1930-50-е годы. Об этом периоде рассказывает Валентин Иванович Иванов, ученик архитектора Виталия Ивановича Долганова, принадлежавшего к поколению «пионеров» озеленения столицы, одного из создателей Парка культуры и отдыха им. Горького, Лужников, а также многих других московских парков, скверов и бульваров.

Древности Российского государства в творчестве Федора Солнцева

Авторы:

Ирина Богатская

Темы:

Музей

Московский Кремль — символ истории и государственности России, «алтарь Отечества», величественный архитектурный ансамбль... Непреходящими по своему значению являются его исторические и художественные памятники, воплощенные в древней архитектуре, реликвиях, музейных сокровищах. Среди экспонатов Музеев Московского Кремля находится собрание графических листов с изображениями российских древностей. Оно насчитывает свыше 1400 произведений. Автором большей части работ является художник-археолог, академик живописи и реставратор Федор Григорьевич Солнцев.

На благое просвещение

Авторы:

Елизавета Аносова

Темы:

Музей

Музеи старой Москвы: Что стало с ними сегодня? Многие ли из них, созданных в XIX веке, продолжают жить в наши дни, по-прежнему услаждая душу и глаз благодарного посетителя?

Музей изящных искусств. Древняя Греция в живописных панно Серова и Головина

Авторы:

Ольга Морозова

Темы:

Музей

«Прибежище людям в несчастьях — искусство» — эта надпись, высеченная греческими буквами на балке под потолком парадной лестницы Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, встречает посетителей при входе. При выходе их напутствует другое изречение: «Лучшее в жизни — познание прекрасного». Так в двух коротких фразах сформулированы задачи Музея изящных искусств им. императора Александра III, задуманного профессором московского университета Иваном Владимировичем Цветаевым для экспонирования гипсовых слепков, по преимуществу античных.

Академическая живопись в собрании П.М. Третьякова

Авторы:

Татьяна Карпова

Темы:

Музей

Русское искусство ХIХ столетия развивалось в противостоянии и одновременно взаимовлиянии двух ведущих направлений — реалистического и академического. Во второй половине века они становятся основой для формирования Товарищества передвижных художественных выставок и Общества выставок художественных произведений. Различное толкование задач искусства, самого понятия «красота» определило и различие эстетических программ этих объединений, придав художественной жизни России напряженность и разнообразие.

Во власти красоты. Часть II. «Клеопатра Невы»

Авторы:

Лия Певзнер

Темы:

Атрибуция

В предыдущем номере журнала была опубликована первая часть этой статьи, где автор, известный искусствовед и исследователь-пушкинист, подвергает сомнению несколько атрибуций графических портретов, принадлежащих руке А.С. Пушкина и считавшихся изображениями Анны Олениной, дочери А.Н. Оленина, Президента Академии художеств и директора Императорской публичной библиотеки. В этом номере печатается вторая часть статьи, в которой автор конкретизирует переатрибуцию шести пушкинских портретов, высказывая гипотезу о существовании другой модели. Кто же она?

Русская икона Нового времени в частных собраниях

Авторы:

Наталья Комашко

Темы:

Выставка

Осенью 2004 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева прошла выставка русских икон из частных собраний. Первую такую выставку музей организовал в 1974 году. Экспозиция подвела своеобразный итог частному коллекционированию иконописи в России за последние три десятилетия и обозначила его основные тенденции на современном этапе.

Парадокс Рыбченкова

Авторы:

Сергей Кочкин

Темы:

Художник

Рыбченков прошел через весь энтузиазм утонченного формализма, погружался во все тонкости искусства, столь дорогие «парижской школе»... это, бесспорно, врожденный колорист; его кисть любит нюансы, варьирующиеся до бесконечности. Он не резок, но точен. Его талант неоспорим, и эмоция для него, даже если она с неудачами, все же более благотворна, чем неподвижность, окоившаяся на его прежних успехах. А.М. Эфрос

Картины, свалившиеся с полки

Авторы:

Михаил Ромадин

Темы:

Художник

Творчество московского живописца, классика русского искусства XX века Николая Михайловича Ромадина (1903-1987) основано на непосредственном, свежем, «этюдном» восприятии натуры. При этом пейзажам художника присуща завершенность, эмоциональная и пластическая законченность. Перед зрителем каждый раз разворачивается волнующий сюжет — схвачено преходящее, летучее состояние природы, которое можно было бы назвать «остановленным мгновением».

Собрание Е.М. Макасеевой в Музее личных коллекций

Авторы:

Александра Смык

Темы:

Коллекционер

В этом году Музей личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина пополнился новым даром — собранием Елены Михайловны Макасеевой. Многие годы Елена Михайловна дружила с Музеем, была завсегдатаем выставок, концертов, проводимых на Волхонке, и еще при жизни завещала Музею свое собрание, насчитывающее около четырехсот произведений живописи, графики и прикладного искусства.

Москва Бориса Пастернака: топонимика и символика

Авторы:

Елена Степанян

Темы:

Ракурс

«Живаго, Живаго: Что-то московское», — вспоминает один из героев романа Бориса Пастернака «доктор живаго» в годы гражданской войны о том, что принадлежит уже иной эпохе — московской жизни начала ХХ столетия.

Фрагменты воспоминаний. Файтель Мулляр. Публикация Ольги Костиной

Авторы:

Файтель Мулляр

Темы:

Публикация

Удивительное чувство возникает, когда общаешься с живым свидетелем всего (или почти всего) ушедшего века — старейшим московским художником Файтелем Лазаревичем Мулляром. В его рассказах исторические фигуры сходят с пьедесталов и предстают в неожиданных ракурсах. Ибо точка зрения художника на события, факты, людей индивидуально-самобытна. При всей узнаваемости персонажей Мулляра в трактовке их образов всегда есть какой-то «сдвиг» — нечто пластически заостренное, ритмически акцентированное, полемически личностное. Кто-то из деятелей искусства, увидев портрет Эйзенштейна, сказал не без доли раздражения: «Надел удавку на шею:» На самом деле это был комплимент автору, превратившему знаменитый эйзенштейновский шарф в символический знак, ключ к прочтению образа.

«Привет из Москвы. Москва на старых открытках. 1895-1917». Альбом-каталог. М.: «Магма», 2004

Авторы:

Эдуард Егоров

Темы:

Рецензия

В 2006 году составитель и автор альбома Арсен Аркадьевич Мелитонян выпустил книгу стихотворений «Хранитель иллюзий», проиллюстрированную автором, куда вошли стихи, написанные в период с 1976 по 2003 годы (М., Академия гуманитарных исследований)

«Алла Пологова. Скульптура». Составитель альбома и автор вступительной статьи Г.А. Анисимов. М.: «Мусагет», 2004

Авторы:

Валентин Лебедев

Темы:

Рецензия

Аделаида Пологова — московский мастер, крупнейший из ныне живущих русских скульпторов, действительный член Российской Академии художеств. В профессиональной среде творческий авторитет Пологовой непререкаем. Хотя официальные заказы на протяжении долгих лет обходили ее стороной и среди ее произведений нет «громогласных» памятников, все созданное ею в сфере станковой и малой пластики складывается в совокупную картину российской жизни второй половины ХХ века.

Картье и короли

Авторы:

Александр Тихонов

Темы:

Рецензия

В 1911 году, по случаю восшествия на престол Георга V, Луи Картье изготовил 19 диадем для английского двора. Исполнение королевского заказа явилось блистательным послесловием к открытию отделения Cartier в Лондоне в 1902 году.

 

The English version site

Russian Fine Art magazine: <a href='http://www.russianartmagazine.com/'>www.russianartmagazine.com</a>

Please visit RussianArtMagazine for the English version of our magazine.

«Романтики реализма»

«Романтики реализма»

20 июня – 5 июля 2009
Выставочный Центр Санкт-Петербургского
Союза Художников
Ул. Большая Морская, д. 38

Volkhonka Fine Arts Centre

Volkhonka Fine Arts Centre

Дни работы Volkhonka Fine Arts Centre для публики:
вторник и четверг (с 12:00 до 20:00), суббота (с 11:00 до 20:00).
Билеты можно приобрести в кассах комплекса храма Христа Спасителя и на сайте kassir.ru.
Адрес: ул. Волхонка, 15

Виктор Уфимцев (1899 – 1964). «Самаркандия»

Виктор Уфимцев (1899 – 1964). «Самаркандия»

22 мая — 19 июля 2009
Галеев Галерея
Б.Козихинский пер., 19/6,стр. 1

Пресса о журнале

В марте 2009 года в двух ведущих российских газетах были опубликованы статьи о журнале «Русское искусство».

Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года