Древности Российского государства в творчестве Федора Солнцева

Авторы: Ирина Богатская

Московский Кремль — символ истории и государственности России, «алтарь Отечества», величественный архитектурный ансамбль... Непреходящими по своему значению являются его исторические и художественные памятники, воплощенные в древней архитектуре, реликвиях, музейных сокровищах. Среди экспонатов Музеев Московского Кремля находится собрание графических листов с изображениями российских древностей. Оно насчитывает свыше 1400 произведений. Автором большей части работ является художник-археолог, академик живописи и реставратор Федор Григорьевич Солнцев.

Деятельность Ф.Г. Солнцева (1801-1892) была многогранной, и в XIX веке его имя было хорошо известно. В 1830-40-е годы Солнцев создавал свою знаменитую серию рисунков «Российские древности», являлся реставратором архитектурных памятников Московского Кремля, был одним из авторов декорирования интерьеров новой императорской резиденции — Большого Кремлевского дворца. В 1840-50-е годы художник занимался реставрацией древней настенной живописи соборов Владимира и Киева. В течение многих лет Федор Григорьевич работал по заказам Синода, под его руководством изготавливались иконостасы для храмов западных губерний России. Он преподавал иконописание в Санкт-Петербургской духовной семинарии, обучал живописи крестьянских детей в Императорской Академии художеств, где был удостоен званий академика и профессора исторической живописи. Знаток древнерусского искусства, член Русского археологического общества, Ф.Г. Солнцев стоял у истоков так называемого русского, или русско-византийского, стиля.

Главное в творческой деятельности Солнцева — художественная археология, находящаяся на пересечении искусства и исторической науки. В первой половине XIX века археология подразумевала любое изучение древностей, будь то памятники материальной культуры или письменности. Дословным переводом этого термина было «древлеведение», наука об исторических древностях — всех без исключения». Федор Солнцев посвятил свое творчество служению отечественной науке, а наука нашла в лице талантливого художника натуру необычайно преданную.

Уроженец Ярославской земли, выходец из крестьянской семьи, отпущенный на волю графом Мусиным-Пушкиным, он вслед за своим отцом и старшим братом оказался в Петербурге, где в 1817 году стал воспитанником Императорской Академии художеств. Там же учился и младший брат Федора — Егор, ставший известным мозаичистом. Свою долгую творческую биографию 75-летний Федор Солнцев увлекательно описал в воспоминаниях, опубликованных в 1876 году в журнале «Русская старина».

С 1830 года на протяжении двадцати с лишним лет художник по предписанию президента Академии художеств А.Н. Оленина (1763-1843) совершал многочисленные поездки по старинным русским городам, монастырям, церквям, где с редкостным усердием фиксировал памятники истории и культуры, оказавшиеся практически забытыми со времен преобразований Петра I. Результатом этой деятельности стало огромное наследие — более пяти тысяч красочных акварелей и рисунков. Часть этих рисунков составила уникальный по своей полноте иллюстрированный свод памятников отечественной старины «Древности Российского государства».

Победоносное окончание войны 1812 года способствовало пробуждению интереса к отечественной истории и культуре. Огромное влияние на умы русских людей оказала многотомная «История государства Российского» Н.М. Карамзина. В 1804 году при Московском университете было создано «Общество Истории и Древностей российских», целью которого стало коллекционирование и изучение предметов старины, а также собирание и издание русских летописей. В 1806 году указом императора Александра I в Московском Кремле был учрежден первый музей отечественных древностей — Оружейная палата. В 1805 году сотрудником архива Коллегии иностранных дел, историком А.Ф. Малиновским было сделано первое историческое описание этого музея, проиллюстрированное гравюрами с изображением царских регалий, а также других уникальных предметов. В 1809-1811 годах с целью фиксации древних памятников архитектуры была снаряжена экспедиция, возглавляемая этнографом К.М. Бороздиным. Участники экспедиции посетили ряд древнерусских городов и составили несколько альбомов с рисунками, чертежами и описаниями увиденных и обследованных памятников. «Стремление художников к достоверному воспроизведению всех деталей народного быта или исторической обстановки нуждалось в «подкреплении» соответствующим документальным материалом. Такой материал и должна была доставить «художественная археология». О ее развитии ратовал А.Н. Оленин. Из многих воспитанников Академии Оленин выбирает выпускника Федора Солнцева, задатки которого свидетельствовали о способностях к созданию нового направления художественной деятельности. После окончания академического курса Федор Григорьевич был оставлен при Академии пенсионером с заданием целенаправленно заниматься художественной археологией.

Первым поручением Оленина художнику была фиксация предметов древнего золотого клада, найденного в 1822 году на городище Старая Рязань. И сегодня, глядя на акварели, выполненные Ф.Г. Солнцевым с предметов Рязанского клада, не покидает ощущение реальности изображенных вещей (в свое время художник М.Н. Воробьев пытался сдвинуть нарисованный медальон с места, приняв его за настоящий). Иллюзионизм в отражении предметного мира сделал художника незаменимым в области художественной археологии. Ф.Г. Солнцев срисовывал и хранящиеся в Императорском Эрмитаже античные предметы — так называемые керченские и фанагорийские древности. Эта коллекция, включающая в себя свыше 200 листов, в настоящее время также хранится в Музеях Московского Кремля.

С 1830 года по высочайшему повелению на средства Кабинета его императорского величества и по поручению президента Академии художеств А.Н. Оленина начались регулярные поездки Солнцева по стране, которые продолжались с перерывами вплоть до 1853 года. В Москве художник работал в основном в Кремле. При поддержке князя Н.Б. Юсупова, занимавшего в то время должность главноначальствующего Экспедицией Кремлевского строения, Мастерской и Оружейной палаты, прибывший из Петербурга Ф.Г. Солнцев кропотливо запечатлевал сокровища московских царей: государственные регалии, драгоценную утварь, древние одежды, предметы вооружения и экипажи. Значительную часть рисунков с памятниками Кремля составили изображения отдельных деталей Грановитой палаты и Теремного дворца — входных порталов, крылец, наличников окон, украшенных декоративной резьбой. Художником были запечатлены также иконы, врата, церковные паникадила и другие древние памятники и реликвии кремлевских соборов. Во время работы в Кремле с церковными предметами художнику помогло покровительство митрополита Московского Филарета. Кремль и Москва в целом с их обилием древних памятников и произведений искусства на долгие годы привлекли к себе внимание Ф.Г. Солнцева. Он работал здесь в 1830, 1831, 1833-1835 годах. Часть рисунков Ф.Г. Солнцева была опубликована И.М. Снегиревым в издании «Памятники Московской древности», выпущенном на средства Московского университета.

После Москвы, следуя высочайшей воле и предписаниям президента Академии художеств, Солнцев фиксировал многие другие исторические и художественные памятники России. В 1830-1831 годах он работал в древней столице Руси Владимире, где обмерял и зарисовывал архитектурные памятники и предметы из ризниц. В Московском Кремле хранятся рисунки Дмитриевского собора Владимира, запечатленного художником перед его реставрацией, что является особенно ценным, поскольку в результате реставрационных работ первоначальный облик храма был искажен. К 1831 году Солнцевым были созданы рисунки и гравюры к рукописи А.Н. Оленина «Рязанские русские древности, или Известия о старинных и богатых русских великокняжеских или царских убранствах, найденных в 1822 г. близ с. Ст. Рязань». За эту работу художник был высочайше награжден бриллиантовым перстнем. А в 1832 году художник вновь был отправлен Олениным в Старую Рязань фиксировать найденные там древние захоронения близ разрушенного Борисоглебского собора. В Великом Новгороде художник работал и в других храмах и монастырях, рисовал Софийский собор и его древности: иконы, сосуды, кресты-мощевики, панагии. Им были запечатлены и более монументальные произведения: знаменитые входные врата храма, так называемые Магдебургские, паникадила-хоросы, древний деревянный амвон — Халдейская пещь, древнерусская деревянная скульптура. В 1834 году Федор Солнцев посетил Смоленск, в 1836-м — Псков, куда он был послан вместе с Карлом Брюлловым. Солнцев работал в Псково-Печорском монастыре, Брюллов приступал к созданию исторической картины «Осада Пскова Стефаном Баторием».

В многочисленных поездках по стране не всегда все проходило гладко: например, эпидемия холеры заставляла Федора Солнцева покидать город и изменять свой маршрут; иногда монастырские власти отказывались показывать художнику описи вещей, видя в нем ревизора.

Среди наследия Ф.Г. Солнцева есть немало произведений, которые на сегодняшний день являются едва ли не единственным свидетельством о прошлом. К ним, в частности, относятся рисунки несохранившихся предметов из Патриаршей ризницы Московского Кремля, ограбленной в 1918 году, а также не уцелевшие до нашего времени реликвии кремлевского Успенского собора, храмов и монастырей Новгорода и других городов. Это отмечали еще исследователи XIX столетия, и в частности Н.П. Собко, писавший, что благодаря художнику «сохранились многие важные исторические предметы, если не в подлинниках, теперь уже утраченных, то по крайней мере в верных копиях».

Рисунки сначала направлялись А.Н. Оленину, а тот в свою очередь выставлял их на суд императора. Николай I одобрял занятия художника, и в этом высочайшие интересы и интересы исторической науки в лице А.Н. Оленина совпадали. В обращении к русской истории Николай I видел одну из прочных основ для своих политических взглядов на корни российской государственности. Богатейший исторический материал, который открылся художнику во время экспедиций по стране, лег в основу не только его деятельности, но и отчасти послужил импульсом для творчества мастеров нового художественного направления — эклектики. Наследие Ф.Г. Солнцева сыграло немаловажную роль и в выборе того творческого пути, которым прошел самый яркий выразитель русско-византийского стиля — архитектор К.А. Тон.

Долгая кропотливая работа Ф.Г. Солнцева по отражению в рисунках российских древностей предполагала в итоге создание серьезного научного труда, своеобразного каталога памятников отечественной истории. Им стали «Древности Российского государства». Издание это было задумано еще А.Н. Олениным, но осуществлено уже после его смерти на средства, пожалованные Николаем I. Оленин придавал большое значение изысканиям в области археологии и этнографии, и «Древности» с их огромным изобразительным рядом послужили в этом смысле бесценным источником для популяризации и изучения памятников культуры прошлого. Свыше пятисот лучших рисунков Ф.Г. Солнцева, переведенных литографом Ф. Дрегером в хромолитографии, были сгруппированы тематически в шесть отделений. Для подготовки издания был создан специальный Комитет, в который вошли такие известные ученые-историки, как граф С.С. Строганов, И.М. Снегирев, А.Ф. Вельтман, директор Оружейной палаты М.Н. Загоскин. И хотя «Древности» были изданы небольшим тиражом в 600 экземпляров и далеко не все древние памятники оказались туда включенными, тем не менее труд этот послужил бесценным источником в изучении исторического прошлого России для ученых, художников и всех любителей отечественной старины.

Глубоко преданный своему делу художник всю свою жизнь посвятил работе по разысканию, исследованию и сохранению памятников культуры прошлого. Этот подвижнический труд человека, готового в любую минуту по высочайшей воле отправиться в далекий путь, стал, возможно, причиной того, что у Солнцева не было своей семьи. Жизнь его вместе с тем прошла ровно, без коллизий, была отмечена монаршей милостью, почестями и наградами. Умер художник в возрасте 91 года, был погребен на Волковом кладбище в Петербурге. На надгробном памятнике выбита надпись: «Профессор Императорской Академии Художеств Федор Григорьевич Солнцев: Археолог, проложивший путь успехам русской церковной иконописи».

Первоначально рисунки хранились в Депо рукописей Императорской Публичной библиотеки, директором которой в 1811-1843 годах был А.Н. Оленин. В 1844 году часть рисунков была передана в высочайше учрежденный Комитет для издания «Древностей Российского государства». В 1850-е годы рисунки поступили в Императорский Эрмитаж, а в 1856-м, по высочайшему повелению императора Александра II, они были переданы в Москву, в Государственное Древлехранилище хартий, рукописей и печатей, располагавшееся в Теремном дворце Московского Кремля. В 1882 году рисунки Ф.Г. Солнцева поступили в Оружейную палату, сначала как своеобразный источниковедческий материал для проходивших в это время работ по росписям Грановитой палаты. После завершения росписей во многом благодаря видному историку, сотруднику Оружейной палаты и создателю ее знаменитой описи Георгию Дмитриевичу Филимонову (1826-1898) работы Солнцева были переданы на постоянное хранение в библиотеку Оружейной палаты.

 
Ф.Г. Солнцев. Евхаристический сосуд Большой иерусалим, или Большой сион (Новгород, первая четверть XII в.). 1833. Б., акв., тушь, белила. Музеи Московского Кремля
Ф.Г. Солнцев. Евхаристический сосуд Большой иерусалим, или Большой сион (Новгород, первая четверть XII в.). 1833. Б., акв., тушь, белила. Музеи Московского Кремля
Ф.Г. Солнцев. Икона
Ф.Г. Солнцев. Икона "Богоматерь Тихвинская" XVII в. 1830-40-е гг. Б., акв., тушь, белила, золото. Музеи Московского Кремля
Ф.Г. Солнцев. Вооружение русских воинов времен Дмитрия Донского. 1830-е гг. Б., акв., тушь, гуашь, бронза, белила, лак. Музеи Московского Кремля
Ф.Г. Солнцев. Вооружение русских воинов времен Дмитрия Донского. 1830-е гг. Б., акв., тушь, гуашь, бронза, белила, лак. Музеи Московского Кремля
Портрет Ф.Г. Солнцева. Литография с акварели П.Ф. Соколова. 1841. cГосударственный Русский музей. Санкт-Петербург
Портрет Ф.Г. Солнцева. Литография с акварели П.Ф. Соколова. 1841. cГосударственный Русский музей. Санкт-Петербург
Ф.Г. Солнцев. Князь Борис-Михаил (миниатюра из учительного Евангелия Константина, пресвитера Болгарского, конец XII- начало XIII вв.). 1830-е гг. Б., акв., тушь, бронза, белила. Музеи Московского Кремля
Ф.Г. Солнцев. Князь Борис-Михаил (миниатюра из учительного Евангелия Константина, пресвитера Болгарского, конец XII- начало XIII вв.). 1830-е гг. Б., акв., тушь, бронза, белила. Музеи Московского Кремля
Ф.Г. Солнцев. Клобук патриарха Никона (середина XVII в.). 1830-е гг. Б., акв., белила, тушь. Музеи Московского Кремля
Ф.Г. Солнцев. Клобук патриарха Никона (середина XVII в.). 1830-е гг. Б., акв., белила, тушь. Музеи Московского Кремля
Ф.Г. Солнцев. Оклад Евангелия 1693 года (так называемого
Ф.Г. Солнцев. Оклад Евангелия 1693 года (так называемого "Нарышкинского"). 1830-е гг. Б., акварель, белила, тушь. Музеи Московского Кремля
Ф.Г. Солнцев. Тощая свеча из церкви Ризположения (середина XVII в.) и верхняя доска скамьи из Благовещенского собора Московского Кремля (XIX в.). 1830-е гг. Б., акв., белила, тушь. Музеи Московского Кремля
Ф.Г. Солнцев. Тощая свеча из церкви Ризположения (середина XVII в.) и верхняя доска скамьи из Благовещенского собора Московского Кремля (XIX в.). 1830-е гг. Б., акв., белила, тушь. Музеи Московского Кремля
Ф.Г. Солнцев. Сосуд для миропомазания XVII в. (так называемая крабица Августа Кесаря) из Успенского собора Московского Кремля. 1830-40-е гг. Б., акв., тушь, белила. Музеи Московского Кремля
Ф.Г. Солнцев. Сосуд для миропомазания XVII в. (так называемая крабица Августа Кесаря) из Успенского собора Московского Кремля. 1830-40-е гг. Б., акв., тушь, белила. Музеи Московского Кремля
Ф.Г. Солнцев. Венец Большого наряда царя Михаила Федоровича 1627 года. 1830-е гг. Б., акв., белила, бронза. Музеи Московского Кремля
Ф.Г. Солнцев. Венец Большого наряда царя Михаила Федоровича 1627 года. 1830-е гг. Б., акв., белила, бронза. Музеи Московского Кремля
Ф.Г. Солнцев. Дмитриевский собор во Владимире (1193-1197). 1830-е гг. Б., акв., тушь. Музеи Московского Кремля
Ф.Г. Солнцев. Дмитриевский собор во Владимире (1193-1197). 1830-е гг. Б., акв., тушь. Музеи Московского Кремля
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года