Театр и Живопись. Параллели крутого маршрута

Авторы:

Нина Геташвили

Темы:

Тема

Н.В. Неврев. Воспитанница. 1867. Х., м. 60,2х76. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Необычайно интересную задачу – рассмотреть два вида искусства в их сближении – ставит перед собой автор статьи. Геташвили исследует некоторые наиболее яркие аналогии в развитии театра и живописи, существующих в едином культурно-историческом пространстве.

Второе призвание

Авторы:

Зинаида Бонами

Темы:

Музей

Г. Гессе. Красный дом. 1927. Картон, акв. 21,4х25,2. Из собрания Немецкого литературного архив

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина, развернутая в рамках фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2005» и посвященная 25-летию этого события, объединила работы выдающихся мастеров искусства ХХ века – музыкантов, актеров, режиссеров, писателей, балетмейстеров, проявившихся себя также и в сфере изобразительного искусства. Среди них Владимир Васильев, Герман Гессе, Тонино Гуэрра, Фридрих Дюрренматт, Юрий Завадский, Жан Кокто, Серж Лифарь, Генри Миллер, Владимир Наумов, Людмила Петрушевская, Святослав Рихтер, Михаил Чехов, Дитрих Фишер-Дискау.

«Символы моих духовных узнаний»: медитативные рисунки Андрея Белого

Авторы:

Моника Спивак

Темы:

Выставка

Андрей Белый. Без названия. 1912–1916 (?) Б., карандаш, гуашь. 69х86,5. Архив «Наследие Р. Штейнера». Дорнах, Швейцария

В октябре 2005 года в гостиной «Мемориальной квартиры Андрея Белого» открылась выставка неизвестных рисунков писателя, приуроченная к его юбилею – 125-летию со дня рождения.

Александра Экстер: «Ода к Вакху» Горация

Авторы:

Георгий Коваленко

Темы:

Открытие

А.А. Экстер. Страница книги «Ода к Вакху» Горация. 1937. Б., гуашь. 33х25,5. Частное собрание. Словакия. Публикуется впервые

В начале 1930-х годов Александра Экстер – живописец, сценограф, декоратор, модельер – открывает для себя еще одну сферу творчества – Les Livres Manuscrits. Сферу уникальных, не типографских, а выполненных от руки книг, где каждая страница подписывается автором, что удостоверяет подлинность оригинала художника. Такие книги Экстер делала, как правило, в одном, иногда – в трех-пяти экземплярах.

Театральность Александра Тышлера

Авторы:

Виктория Лебедева

Темы:

Художник

А.Г. Тышлер. Из серии «Парад» (Материнство). 1927. Х., м. 80х66,5. Коллекция М.А. Бершадера. Москва-Брюссель. Публикуется впервые

Своим современникам и ценителям искусства Александр Григорьевич Тышлер был и остается известен прежде всего как автор станковых картин – многочисленных «Прекрасных дам» с домами, кораблями, подсвечниками на головах, а также как рисовальщик. Действительно, он был большим мастером станковой живописи. Но нельзя забывать о том, что Тышлер был художником театра, человеком театра.

Какой же русский не любит Гордона Крэга!

Авторы:

Вадим Щербаков

Темы:

Художник

Г. Крэг. Фигурка Гамлета, вырезанная для работы с макетом. 1909. Дерево. 23,4х5,6. Музей МХАТ. Москва

Открытия английского режиссера и сценографа Гордона Крэга долго не находили воплощения на европейских подмостках. Самым убедительным опытом их реализации стала постановка «Гамлета» в 1911 году на сцене Московского Художественного театра. Именно там рождалась «трагическая геометрия» Крэга (1).

О театре кукол и о взаимодействии искусств
Беседа Елены Степанянс с Андреем Денниковым

Авторы:

Елена Степанян, Андрей Денников

Темы:

Художник

В. А. Моцарт. «Волшебная флейта». Сцена из спектакля

Театр кукол – квинтэссенция всех возможных взаимодействий между искусствами. Так считает Андрей Денников, режиссер и актер Государственного Академического Центрального театра кукол имени С.В. Образцова.

«Большая тихая дорога» Николая Вышеславцева

Авторы:

Людмила Данилова

Темы:

Художник

Н.Н. Вышеславцев со студентами Московского Полиграфического института. Май 1948. Фотография

Большими тихими дорогами
Большими тихими шагами…
Душа, как камень, в воду брошенный −
Все расширяющимися кругами…

Та глубока − вода, и та темна − вода.
Душа на все века − схороненá в груди.
И так достать ее оттуда надо мне,
И так сказать я ей хочу: в мою иди!

   Марина Цветаева

Коллекция ученых

Авторы:

Алла Луканова

Темы:

Коллекционер

А.Я. Головин. Осень. Петровско-Разумовское. 1909. Х., темпера, белила. 101х69,5. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей личных коллекций. Москва

Собрание И.В. Корецкой и Б.В. Михайловского, находящееся в новой экспозиции Музея личных коллекций, отражает не просто отменный вкус владельцев: здесь нет «случайных» работ, пусть даже исключительного, музейного качества. Эту коллекцию собирали ученые, знатоки истории искусства и литературы, создавшие научный кабинет-музей, которых сохранил дух культурной среды начала XX века.

Частное дело Сергея Зимина

Авторы:

Владимир Пронин

Темы:

Коллекционер

Е.Е. Егоров. Эскиз декорации к опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова. Подводное царство. 1912. 62,5х100. Музей им. А.А. Бахрушина. Москва

Имя Сергея Ивановича Зимина, известного в истории театра оперного антрепренера начала XX века, в истории изобразительного искусства не стало столь же громким. А между тем именно с Оперой Зимина связано театрально-декорационное творчество И.Я. Билибина, А.Я. Головина, Ф.Ф. Федоровского, П.П. Кончаловского и других художников.

Рисунки Пушкина. Диалог с Абрамом Эфросом

Авторы:

Глеб Поспелов

Темы:

Ракурс

Пушкинская тема – в ее связи с изобразительным искусством – стала постоянной в журнале. До сих пор публиковавшиеся нами исследования носили атрибуционный характер. Статьи этого номера вписывают творчество А.С. Пушкина – графическое и поэтическое – в контекст искусства его времени.

В краю «высоких вдохновений». Александр Пушкин и Сильвестр Щедрин

Авторы:

Наталия Ежерец

Темы:

Ракурс

С.Ф. Щедрин. Новый Рим. Замок Св. Ангела. 1824. Х., м. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Пенсионер Императорской Академии художеств Сильвестр Феодосиевич Щедрин уехал в Италию в 1818 году. Возвратиться ему не довелось – он умер в Сорренто в 1830 году. Александр Сергеевич Пушкин в Италии никогда не был. Художнику и поэту не суждено было лично встретиться. Имена Сильвестра Щедрина и Александра Пушкина не соединяются ни по каким аспектам ни искусствознании, ни в литературоведческой «пушкиниане». Однако есть все основания считать, что творческое соприкосновение двух художников, даже их взаимовлияние существовало.

«Прошить жизнь золотом и серебром»

Авторы:

Людмила Князева

Темы:

Ракурс

И.И. Голиков. Пластина «Адам в раю». 1922. Папье-маше, темпера, золото, серебро, лак. 24х18,5. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Москва. Публикуется впервые.

В 20-е годы ХХ века перед изумленным европейским зрителем предстало совершенно новое уникальное художественное явление – искусство палехской лаковой миниатюры. Удивительный мир гармонии, добра и поэзии, воплощенный в тончайшей живописи на черно-лаковых коробочках, в обрамлении золотого и серебряного орнамента сиял, как самоцветы, и сразу покорил взыскательную зарубежную публику.

Поленов и народный театр.
Письма В.Д. Поленова к Д.А. Толбузину. 1913 – 1923

Авторы:

Елена Каштанова, Сергей Окулов

Темы:

Публикация

В.Д. Поленов. Статуя Афродиты на фоне моря. Эскиз декорации к опере «Призраки Эллады». Б., акв. 14,5х13,5. Музей-заповедник В.Д. Поленова

«Сцена есть та удивительная площадка, на которой сливаются воедино все искусства. Тут и поэзия, и музыка, и живопись, и пластика, и хореография, сюда может взойти и архитектура, и все прикладные искусства, тут может быть и мимика, и атлетика и т. д.» В.Д. Поленов
Из записной книжки художника

Мельница Арьенцо. «Русские балеты» С.П. Дягилева в Италии

Авторы:

Владимир Кейдан

Темы:

Публикация

Участники антрепризы С.П.  Дягилева Сидят: Н.С. Гончарова, И.Ф. Стравинский; стоят: Л.Ф. Мясин, Л.С. Бакст. Фотография. 1915. Франция

Судьба Сергея Павловича Дягилева прочно связана с Италией. Здесь во время гастролей в 1916–1918 годах великого импресарио и его знаменитую труппу застали ошеломляющие новости из России: падение монархии, октябрьский переворот, начало гражданской войны. Эти события навсегда отрезали их от родины.

Сергей Шаршун: «Гадаю о судьбе мира — по музыке»

Авторы:

Светлана Кагарлицкая

Темы:

Публикация

С.И. Шаршун.  Гертген № 10. 1955. Х., м. 80,5х64,5. Государственная Третьяковская галерея.  Москва. Публикуется впервые

Сергей Шаршун – одна из наиболее интересных фигур русского зарубежья – до сих пор мало известен в России. Только сейчас имя этого художника и писателя возвращается в русскую культуру. В прошлом году в третьем номере журнала мы публиковали статью С.Я. Кагарлицкой, представившую документы из базельского архива Шаршуна. Настоящая публикация продолжает начатые исследования.

Журнал «Ателье» № 1, 1923

Авторы:

Елизавета Трубкина

Темы:

Рецензия

Д.И. Митрохин. Макет обложки журнала «Ателье»

Рецензент представляет журнал, на страницах которого встретились живописцы и модельеры, скульпторы и писатели, режиссеры и актрисы. Издание вышло в свет в том же, 1923 году, что и журнал «Русское Искусство».

Рынок и антиквариат: Русское искусство на Западе. 1985–2005
М., Экономика, 2006

Авторы:

Александр Тихонов

Темы:

Рецензия

Обложка книги М., Экономика, 2006"" />

Предлагаемая книга не только документировано исследует становление рынка русского искусства за пределами России, но и знакомит читателя с основными составляющими этого рынка – аукционными домами, антикварами, галереями, художественными ярмарками, ценами.

 

The English version site

Russian Fine Art magazine: <a href='http://www.russianartmagazine.com/'>www.russianartmagazine.com</a>

Please visit RussianArtMagazine for the English version of our magazine.

«Романтики реализма»

«Романтики реализма»

20 июня – 5 июля 2009
Выставочный Центр Санкт-Петербургского
Союза Художников
Ул. Большая Морская, д. 38

Volkhonka Fine Arts Centre

Volkhonka Fine Arts Centre

Дни работы Volkhonka Fine Arts Centre для публики:
вторник и четверг (с 12:00 до 20:00), суббота (с 11:00 до 20:00).
Билеты можно приобрести в кассах комплекса храма Христа Спасителя и на сайте kassir.ru.
Адрес: ул. Волхонка, 15

Виктор Уфимцев (1899 – 1964). «Самаркандия»

Виктор Уфимцев (1899 – 1964). «Самаркандия»

22 мая — 19 июля 2009
Галеев Галерея
Б.Козихинский пер., 19/6,стр. 1

Пресса о журнале

В марте 2009 года в двух ведущих российских газетах были опубликованы статьи о журнале «Русское искусство».

Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года