Поленов и народный театр.
Письма В.Д. Поленова к Д.А. Толбузину. 1913 – 1923
Авторы: Елена Каштанова, Сергей Окулов
«Сцена есть та удивительная площадка, на которой сливаются воедино все искусства. Тут и поэзия, и музыка, и живопись, и пластика, и хореография, сюда может взойти и архитектура, и все прикладные искусства, тут может быть и мимика, и атлетика и т. д.»
В.Д. Поленов
Из записной книжки художника
Неоспоримо глубочайшее влияние творчества и личности Василия Дмитриевича Поленова на развитие и возникновение многих явлений в русском искусстве рубежа XIX – XX веков. Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, Поленов в каждом из жанров и видов искусства раскрыл свое дарование, часто предвосхищая поиски художников-современников. Работы Поленова в области театрально-декорационного искусства достаточно известны. «Заслуги его перед народным театром исключительны», что признавали уже современники. Публикация писем художника к Дмитрию Аркадьевичу Толбузину (1877–1927), писателю, юристу, режиссеру Секции содействия устройству деревенских и фабричных театров, и комментарий к ним дают более глубокое представление о роли Поленова в создании народного театра. Музей-заповедник В.Д. Поленова благодарит сотрудников Российской Государственной библиотеки за оказанное содействие при работе в архиве рукописей. Для Поленова театр был едва ли не основной возможностью воплотить свое стремление «сюжетами и обстановкой, взятыми из мира истории и сказки, поднять детей от обыденной жизни в область героизма и красоты…».
Начало работы по созданию Секции содействия народным театрам началось в 1909 году, а венцом стало создание Дома Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров имени академика В.Д. Поленова.
В 1913 году в письме к Коровину Поленов рассказывал: «Я все более и более втягиваюсь в это глубоко интересное дело. <…> Цель этого кружка или секции – распространение искусства среди народа, а главное средство – это сцена. И вот наш кружок поставил себе задачей содействовать устройству фабричных, деревенских и школьных театров. Для осуществления этой задачи, для достижения намеченных целей мы работали над теми отраслями искусств, которые в своей совокупности дают театр. <…> Искусство (а в театре все искусства объединяются) не есть прихоть или праздная забава, это великое культурное дело. Ничто так не смягчает нравы, как оно, ничто так не отвлекает людей... как причастие к искусству». К работе в Секции Поленов вскоре привлек своих друзей: И.Е. Репина, А.М. Васнецова, П.А. Брюллова, В.В. Матэ, Ф.А. Лавдовского, Ф.И. Шаляпина. Большую роль в работе Секции играл знающий и энергичный Д.А. Толбузин, который работал не только как юрист (руководил организационной стороной деятельности Секции), но и как опытный режиссер.
В 1915 году Поленов приобрел участок земли и с помощью друзей, сочувствовавших делу, построил, как он говорил, «театральную лабораторию на всю Россию». В архитектурных особенностях построенного по проекту и на средства В.Д. Поленова Дома театрального просвещения в Москве (архитектор О.О. Шишковский), сохраняется свойственная и ранним проектам художника, любовь к западноевропейскому средневековому зодчеству. На чрезвычайном собрании Секции содействия устройству деревенских и фабричных театров было постановлено выразить благодарность за щедрый дар, просить художника «разрешить наименовать будущее здание Секции Домом имени академика Василия Дмитриевича Поленова». Сам художник продолжал его называть просто Секцией. В этом доме расположились мастерские декорационные и костюмерные, склады декораций, бутафории, реквизита, театральная библиотека и зал для показательных спектаклей, которые шли в декорациях самогó Василия Дмитриевича, который написал около тридцати типовых декораций, а копии с них, сделанные молодыми художниками, давались напрокат всем театральным кружкам. И спрос на них был так велик, что пришлось установить очередь по записи. В Секции разрабатывались особого рода облегченные, мобильные декорации. С 1921 года секция была национализирована и получила название «Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова». В 1928 году, когда это уже был Дом народного творчества имени Н.К. Крупской, в помещении Секции произошел пожар, уничтоживший декорации В.Д. Поленова и бóльшую часть театрального имущества.
В течение долгого времени Дом Поленова (улица Зоологическая, 13), жил «чужой» жизнью, но в 2000 году здание отдано Государственному центру современного искусства (ГЦСИ).
20 октября 1913
Глубокоуважаемый и дорогой Дмитрий Аркадьевич, благодарю Вас за Мольера… Иллюстрации к Мольеру очень интересны и вполне годятся для декораций, а Ваши наброски с описанием совершенно достаточны. <…>Мольера я читал так давно, что теперь как бы заново его читаю. Особенно меня поразило сходство финала Тартюфа с развязкой у наших двух великих бытовых писателей, у одного в комедии, у другого в поэме – Ревизор и Воскресение. У Гоголя после яростного осмеяния всего склада нашей жизни, всего административного строя, городского и помещичьего быта и всего, что вокруг ютится; у Толстого после беспощадного издевательства над всей современной культурой, над гласным судом, над всей нашей идейной работой, нашими стремлениями, мечтаниями, надеждами, превращенными в какое-то бессмысленное убожество, после попрания справедливости, унижения нравственности, торжества случайной нелепости и грубой жестокости… вдруг проявляется высшая правда на земле! В первом случае, т. е. у Гоголя, в лице жандарма, провозглашающего приезд чиновника из Петербурга, во втором, у Толстого, в виде случайного, ничем с жизнью не связанного помилования.
То же самое у Мольера (может быть, они у него заимствовали). <…> Вообще, я заметил, что у большинства великих писателей разных времен и народов, когда дело касается суда, то всегда проявляется к нему какая-то антипатия, даже ненависть.
(Достоевский, Диккенс, Толстой, Гоголь и мн. другие). Один только Соломон был судья праведный, а остальные все неправедные. <…>
До свидания Ваш В. Поленов
P.S. Меня очень порадовала Марья Викторовна, сказав, что она желает поставить у себя в гимназии мою пьесу, я три дня рисовал для нее костюмы и писал музыку.
Мария Викторовна Шемшурина была большим знатоком театрального костюма и располагала огромным литературным и изобразительным материалом в этой области. Она наладила изготовление дешевых театральных костюмов и организовала их прокат. Причем кружки получали не только костюмы, но также рисунки, трафареты, выкройки и наставления, так что могли шить костюмы и сами. Ее муж, Николай Федорович, был великим мастером в области бутафории и различных сценических эффектов: настоящим фанатиком изготовления бутафорских вещей, мебели из самых дешевых материалов. Его стараниями организовался музей, где показывалось, как можно с минимальными средствами построить и оборудовать любительскую сцену.
Речь идет о музыкальной пьесе В.Д. Поленова для детей «Анна Бретонская». Поленов очень любил рассказанную французской писательницей Е. Фоа историю 13-летней герцогини Анны Бретонской (1477–1514), впоследствии французской королевы, которая в костюме крестьянки ходила по деревням и узнавала о нуждах бедноты. В начале 1900-х годов Поленов перевел рассказ Евгении Фоа и написал пьесу, а позднее – детскую оперу, которая была поставлена силами учащихся московской Анастасьинской гимназии, где служила Мария Викторовна Шемшурина. В архивно-рукописном отделе ГЦММК им. М.И. Глинки хранится дар В.Л. Кубацкого – автограф оперы Поленова «Анна Бретонская».
Виктор Львович Кубацкий (1891–1970), виолончелист, солист оркестра Большого театра (1914–1930), там же дирижер (1930–1935); инициатор создания государственной коллекции старинных музыкальных инструментов (1919). Организатор и участник квартета имени Страдивариуса.
28 августа 1915 г.
Дорогой Дмитрий Аркадьевич.
Я вполне разделяю Ваш взгляд, нам определенно надо достроить наш домик. Ведь пройдет же ужас, пройдут теперешние бедствия, останутся люди и станут продолжать наше дело, оно необходимое, оно и теперь приносит несказанную пользу. <…>
Наше тарусское художественное предприятие (1) или, как я их называл, художественные минуты, имеет, кажется, успех. Три спектакля одной и той же вещи, причем, казалось бы, мало понятной, были полны, также и концерт. Под конец мы устроили выставку с педагогическим отделом, что заинтересовало тарусских граждан.
Мне особенно хотелось узнать, какое впечатление произвела «Эллада» на простых зрителей с наивной душой. 2-й спектакль был им посвящен, это рабочие, солдаты, прислуга, беженцы и другие неимущие. <…>
От Л. Кандаурова (2) я получил письмо, которое меня очень порадовало: «Когда начинаешь подводить итоги году, то чувствуешь, как много получаешь от Тарусы и тех, кто там создает атмосферу, дающую запас энергии на целую зиму.
Думая об опере, я останавливаюсь на фабуле и всей разработке сюжета. Мне кажется, что эта сторона удалась». <…>
Он относится ко мне как к автору, ибо 2/3 текста написаны мной. Савве Иванычу принадлежат стихи и то не все. Как-нибудь я Вам подробно это расскажу.
Посылаю экземпляр «Эллады», одобренный цензурой, и прошу Вас передать его в библиотеку Секции. <…>
Искренне Ваш В. Поленов
(1) «Призраки Эллады» – опера В.Д. Поленова (либретто С.И. Мамонтова). Впервые была поставлена в 1894 году в Москве в зале Благородного собрания для съезда художников в виде живой картины под названием «Афродита» на фоне превосходной декорации В.Д. Поленова: греческий храм, за ним море и цепь покрытых снегом гор, в центре – статуя Венеры Милосской. Переработанная в оперу, она шла в Москве в Большом зале консерватории в 1906 году под названием «Призраки Эллады». Летом 1915 года была поставлена на сцене Народного дома в Тарусе.
Действие оперы происходит на острове Милосе, вблизи храма Афродиты, во II веке до Р.Х. Главные действующие лица: Данаэ – молодая жрица храма и Агесандр – художник. Агесандр при создании статуи Афродиты придал ей черты жрицы Данаэ. По решению суда это – преступление, и Агесандр должен покинуть остров. Данаэ с вечной мечтой о любимом Агесандре остается на острове хранить созданное им произведение искусства. Эта простая и трогательная драма разворачивается на фоне ярких массовых сцен – обрядов, гимнов, танцев.
(2) Леонид Васильевич Кандауров (1877–1962) родился в дворянской семье, тесно связанной с художественной жизнью Москвы. Окончил Московский университет. В конце 1890-х годов Кандауров знакомится с Поленовым, становится его близким другом и домашним учителем детей.
18 августа 1918 г.
Дорогой Дмитрий Аркадьевич, то, что Вы мне пишите про нашу Секцию, в высшей степени утешительно. Наше чудное дело не глохнет, напротив, развивается, и именно так, как было нами намечено. Нашей мечтою было посредством искусства вывести народ из его темноты и дать ему руководящий идеал, словом, открыть ему дорогу к свету. Конечно, задача несказанно трудная, но мы твердо и неуклонно идем по этому пути. То же самое стараемся мы проводить и здесь (1), и, несмотря на то, что мы весь день теперь на лугах и полях, вместе с крестьянами, в свободные минуты с ними все вместе готовим к осени несколько постановок. Мы стали им и они нам настоящими товарищами. Никогда отношения не были такими добрыми, искренними, хорошими.Мы им помогаем, но и они не остаются в долгу. Наталия Васильевна говорит, что прямо трогательно, как они внимательны и благодарны. Я, который находил, что всякий думает исключительно для себя, теперь вижу, что если дела его добрые и полезные, то оплата за них также добра и полезна.
<…> Очень рад, что Ник. Влад. Скородумов (2) опять у нас и работает. Мой сердечный ему привет. <…>
Душевно Ваш В. Поленов
(1) В 1911 году Поленовы построили школу в соседнем с усадьбой Борок селе Страхове. Василием Дмитриевичем в 1912 году для школы была оборудована разборная сцена, а классы спланированы с раздвижной перегородкой, превращавшей их в зрительный зал. В 1913 году на этой сцене был поставлен первый спектакль – «Аленький цветочек». С этого времени и можно вести отсчет жизни поленовского крестьянского театра.
Самое яркое свидетельство очевидца и участника первой постановки на сцене Страховской школы – это письмо старшей дочери Поленова, Екатерины Васильевны, написанное Л. Веберу, мужу Марии Васильевны Якунчиковой-Вебер, замечательной, рано умершей русской художницы. Мария Васильевна и Наталья Васильевна Поленова, жена художника, были сестрами. Письмо из архива Е.А. Поленовой, внучки художника, публикуется впервые.
«Бехово 17го янв.
1913 года
<…> Мы все провели Рождество в Бехове. Устраивали елку у себя дома и в школе (которую ты видел, когда ехал со станции). Но самое интересное был спектакль. <…> Я придумала сделать реальные костюмы из эпохи детства Аксакова (раннее empire), как будто это случилось именно в то время, как ключница Пелагея рассказывает ему сказку. Фантастическая сторона: замок, слуги зверя и зверь, когда он делается принцем, – все это в эпохе возрождения, потому что было заколдовано150 лет назад. Боб играл купца (у него большой сценический талант), Наточка – Аленушку (la Belle), Мариша и Оля – сестер, Оля же – зверя и принца, Володя Вульф – слугу зверя. Папа написал декорации. Наточка в белом кисейном платьице empire с синей бархатной шапочкой и рыжими локонами, затерянная в роскошном парке с возвышающимся дворцом, была очень трогательна. Когда появился зверь весь театр начал кричать: «Он ее съест». Долго не давали зверю говорить, но когда черный страшный зверь обратился в молодого красавца, одетого в черный бархат с белым пером, и он вдохновенно благодарил Аленушку за ее доброту и любовь, которая спасла его от чар колдуньи, – был неописуемый восторг. У многих были слезы на глазах. И общее мнение гласило, что Елена всех лучше, потому что она решила за всех пострадать. Спектакль был в той же школе (папа летом вызвал столяра из Москвы и сделал великолепную сцену). Играли два раза, и оба раза было так полно, что яблоку негде упасть. Сошлись жители всех окрестных деревень. На втором представлении в антрактах мужики придумали петь хоровые песни. А после спектакля вышел депутат и сказал речь: «Глубочайшую нашу благодарность приносим глубокоуважаемому Вас[илию] Дмитриевичу и глуб[око] ув[ажаемой] Нат[алье] Вас[сильевне] и августейшему их семейству». Семейство стояло на сцене при поднятой занавеси и когда услыхало, что оно «августейшее», то младшие представители с искаженными от усилия не улыбаться лицами исчезли за кулисами и оставили бедных старших проглатывать свой смех. После речи грянуло многолетие, и тогда все актеры вышли и поклонились хору и публике, а им бешено аплодировали.
Теперь все уже давно в Москве, а я осталась здесь вдвоем с папой …
Твоя Катя»
(2) Н.В. Скородумов – деятель народного театра, автор книги «Новый метод упрощенных постановок. Устройство сцены и декораций», изданной Секцией в 1914 году. В книге, кроме репродукций с типовых декораций В.Д. Поленова, есть и три статьи художника: «Первоначальные правила перспективы», «Краткие сведения о декорациях» и «Некоторые указания для деревенского театра». Многие сельские и городские любительские театры использовали в своей работе эскизы и указания В.Д. Поленова.
30 апреля 1923 г.
Многоуважаемый и дорогой Дмитрий Аркадьевич, я очень рад, что Вы в Москве и вместе с Марией Викторовной опять составляете центр нашего театрального кружка, прежней дорогой Секции.
Дочери сообщили мне, что Марья Викторовна нездорова и даже в постели, надеюсь, что теперь ей лучше. Осень бы мне хотелось побывать в Москве и всех Вас повидать, да сил еще мало, хотя доктор уверяет, что они вернутся. Такая на меня наскочила осенью гадость, что я чуть было не отправился к прародителям.
Теперь медленно поправляюсь, и силы понемногу возвращаются.
Мне передавали, что товарищи желают отметить мой юбилей, но они ошибаются, думая, что мне 80 лет. Я моложе, поэтому прошу Вас отговорить это делать. Если буду в силах, то постараюсь сам приехать и со всеми с Вами повидаться. Но, во всяком случае, не раньше осени. По крайней мере, доктор так обнадеживает. Но какое счастье, что наша затея не погибла, а существование ее было подтверждено правительством. <…>
От всей души Вам преданный
В. Поленов.
В своей деятельности Поленов, как и прежде, исходил из потребности человека (как он ее понимал) видеть в искусстве «нечто поднимающее над тяжелой действительностью, хорошее, красивое, идеальное», что отвечало программе такого стиля как модерн с его лозунгом «искусство вместо революции».