225 лет патриарху московской живописи

Авторы: Светлана Степанова

С 25 мая по 4 сентября в Третьяковской галерее пройдет выставочная акция, посвященная 225-летию со дня рождения Василия Андреевича Тропинина (1780–1857). В залах основной экспозиции в Лаврушинском переулке будет показано около 60 произведений живописи и графики из собрания ГТГ, Музея В.А. Тропинина и художников его времени, Государственного Исторического музея, а также документальные материалы из Российского государственного архива древних актов.

Проект, возникший по инициативе музея В.А. Тропинина, призван почтить память замечательного русского художника и привлечь внимание к музею, носящему его имя, который переживает сейчас трудное время. Созданный в 1971 году на основе коллекции знаменитого собирателя Ф.Е. Вишневского и около 30 лет возглавлявшийся известным исследователем русского искусства Г.Д. Кропивницкой, музей уже несколько лет закрыт по техническим причинам. Хочется надеяться, что его нынешнему руководству, в лице директора И.А. Егоровой, и сотрудникам удастся не только привести в порядок старое музейное здание в Щетининском переулке, но и добиться получения дополнительных экспозиционных площадей для одной из лучших художественных коллекций Москвы.

Творчество и биография В.А. Тропинина хорошо известны. Однако выставка не обойдется без нового материала. То, что она проходит в 2005 году, свидетельствует об окончательно принятой дате рождения художника – 1780 год, прежде существовавшей в ряду других датировок, возникших из-за отсутствия метрического свидетельства Тропинина. По русской традиции отмечать именины, а не дни рождения, возраст человека далеко не всегда фиксировался точно, поэтому дата рождения может подвергаться историками пересмотру. По целому ряду прямых и косвенных свидетельств 1780 год представляется наиболее достоверным. Важным экспонатом выставки станет «Портрет К.А. Леберехта», любезно предоставленный Научно-исследовательским музеем Российской Академии художеств. За эту работу художник получил звание академика. Устроители также надеются на экспонирование «Портрета А.С. Пушкина» из Всероссийского музея А.С. Пушкина (Санкт-Петербург). Особый интерес представляют и два портрета, недавно подаренных музею В.А. Тропинина: «Портрет А.А. Тона», старшего брата известного архитектора, строителя Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя в Москве, а также «Портрет П.А. Тучкова», героя Отечественной войны 1812 года, представителя известной московской семьи. После революции они были вывезены за рубеж и долгие годы хранились в частных собраниях. Приобретение этих полотен стало возможным благодаря участию А. Лахмана (Германия), Благотворительного фонда «Россия» и Правительства Москвы. На выставке воссоединятся парные портреты П.Р. и Л.А. Бараш (родственников художника), принадлежащие разным музеям. Организаторы выставки надеются, что ее посетители смогут свежим взглядом увидеть как хрестоматийные, так и менее известные работы мастера, проникнуться обаянием его уникальной личности. Мало кому из русских художников выпадал столь долгий земной путь и полувековая творческая жизнь: Тропинин родился при Екатерине Великой, а умер в начале царствования Александра II. Соученик Ореста Кипренского, Тропинин пережил его на двадцать лет, как пережил и Карла Брюллова, встреча с которым в 1836 году в Москве была одним из самых памятных событий в судьбе художника. Тропинин принадлежит к тем, кто начинал поздно. Но не вследствие позднего пробуждения творческих сил, а по причине житейских обстоятельств. Лучшие произведения были созданы тридцати — , сорокалетним человеком, а последние — почти восьмидесятилетним старцем. Современник золотого века русской культуры, Тропинин стал неотъемлемой его частью. Выходец из крепостных, недоучившийся в Академии художеств, он снискал славу лучшего портретиста Москвы, и ему посчастливилось соприкоснуться с такими личностями, как А.С. Пушкин, Н.М. Карамзин, К.П. Брюллов, М.С. Щепкин, Ю.Ф. Самарин. Источник популярности Тропинина — в простоте, ясности и выразительности его художественного языка, в добром отношении к миру. От природы обладавший редким даром цветового восприятия натуры, он был подлинным живописцем, что проявлялось и в его рисунках, отличавшихся подвижным, нервным штрихом. Манеру художника отличает колористическое богатство оттенков, умение работать живописными слоями «на просвет», разнообразие приемов, придающих красочной поверхности фактурность и глубину, а моделируемым формам – естественность. В законченных полотнах технические эффекты зачастую спрятаны за обобщенными цветовыми соотношениями, подчинены требованию пластической и образной завершенности. Но внимательному зрителю открывается сложная структура живописной ткани, что дает возможность насладиться подлинно талантливой работой мастера.

Современники считали Тропинина самым «московским» художником. Сроднившийся с культурно-бытовой средой города, он сумел выразить в своем творчестве мироощущение и дух жизни обитателей Первопрестольной: несуетную деловитость и патриархальность привычек, добросердечность и радушие «без церемоний». Не будучи изобретателем какого-либо «московского» типа портрета, художник нашел характерное в особом жизнелюбии москвичей, в их бодром мировосприятии и душевной открытости. Не случайно «Автопортрет с кистями и палитрой» Тропинин пишет на фоне Кремля – символа красоты и величия города. На выставке экспонируется первый вариант этого произведения, принадлежащий музею В.А. Тропинина. Созданный вскоре после избрания Тропинина Почетным членом Московского художественного общества, он зримо воплотил идею о значимости и благородстве труда живописца, идею, которую мастер доказал всей своей жизнью.

 
В. А. Тропинин.  Портрет П. А. Тучкова. 1830-1840-е гг.
В. А. Тропинин. Портрет П. А. Тучкова. 1830-1840-е гг.
В. А. Тропинин. Портрет А. А. Тона 1830-40-е гг.
В. А. Тропинин. Портрет А. А. Тона 1830-40-е гг.
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года