Произведения Василия Кандинского в Музее личных коллекций

Авторы: Наталья Автономова

В конце января 2005 года в залах Музея личных коллекций (ГМИИ им. А.С. Пушкина) открылась выставка крупнейшего мастера ХХ века Василия Кандинского (1866–1944). В экспозиции представлены ранее неизвестные графические листы из Кировского и Яранского музеев и произведения из московских частных коллекций.

Выставка «Неизвестный Кандинский» экспонируется рядом с залами Александра Родченко, Варвары Степановой, Давида Штеренберга – художников, которые были соратниками и коллегами Василия Кандинского по работе в Отделе ИЗО Наркомпроса. Хорошо известно, что в первые послереволюционные годы «левые» художники активно участвовали в строительстве новой культуры, создавали по всей стране центры современного искусства – музеи живописной культуры. В 1920 году Кандинский написал специальную статью, в которой изложил основные принципы организации новых художественных музеев. Годом ранее он был назначен директором московского Музея живописной культуры, первый официальный адрес которого – Волхонка, 14 – совпадает с нынешним адресом Музея личных коллекций. Именно в этом здании, в комнате № 8 находилось Музейное бюро Отдела ИЗО, возглавляемое Родченко.

…В конце 1914 года, в связи с началом Первой мировой войны Кандинский возвращается из Германии в Россию. Он оказывается в круговороте событий как общественной жизни, так и личной. В 1916 году успешно прошла его персональная выставка в Швеции. В это время он расстался с немецкой художницей Габриэллой Мюнтер, с которой его связывали близкие отношения в течение двенадцати лет. В феврале 1917 года Кандинский соединил свою судьбу с Ниной Андреевской, дочерью капитана русской армии, погибшего в русско-японской войне. Романтичной была история их любви. Впервые они увидели друг друга в сентябре 1916 года в Музее изящных искусств имени Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Этой встрече предшествовал состоявшийся в мае знаменитый разговор по телефону, который, по словам Нины Кандинской, и решил их судьбу. «После нашего первого телефонного разговора он написал акварель – «Одному голосу». До нашей встречи он уже был влюблен в мой голос», – вспоминала она в своей книге «Кандинский и я». В свадебное путешествие молодые отправились в Финляндию, осенью у них родился сын Всеволод – Лодя, как звали его в домашнем кругу. В это время и был написан портрет Нины. Работа выполнена с большой любовью и нежностью. Художник, как и в ранних произведениях, вновь обращается к импрессионистической манере письма. Синим контуром он выделяет овал лица, линию бровей, изгиб шеи портретируемой. Ощущение многоцветности возникает еще и в силу того, что Кандинский использовал данный холст дважды. Первоначально он написал сюжетную композицию, в которой был изображен город, церкви с куполами на высокой горе, водная гладь залива и корабли, многоэтажный дом и абстрактные полусферы, а также две фигуры, стоящие рядом, – мужчина в шляпе и женщина в платье с пелериной. Известно, что подготовительный рисунок этой композиции хранится в архиве художника в Центре Ж. Помпиду в Париже. Повернув холст на 180°, Кандинский написал на нем портрет жены, сквозь красочный слой которого проглядывает нижележащая живописная композиция. Вследствие этого и создается живое ощущение ее цветовой многослойности и вибрирующей поверхности фона.

Две другие работы Кандинского, представленные на выставке, также были созданы в 1917 году. Графическая «Композиция» является одним из шедевров в творческом наследии художника московского периода. Абстрактная работа изыскана по композиционному построению, отличается четкостью линейного ритма и филигранностью в разработке черного штриха на белом фоне. Акварель «Ахтырка. Две дамы» относится к циклу произведений, созданных Кандинским в 1916–1917 годах, названных им bagatelles (в переводе с французского – «мелочи», «пустячки»). В большинстве своем эти работы выдержаны в духе наивных игровых картинок на сказочные, «светские» и деревенские темы. В акварели на фоне пейзажа изображена знаменитая церковь в подмосковном имении Ахтырка, где Кандинский с женой проводил летние месяцы. Особенное расположение фигур дам на плоскости с использованием лубочной традиции, в основе которой – эффект сочетания дальнего и близкого обзора и яркость красок – вот что придает гротесковость звучанию этой сцены и подчеркивает некоторую демонстративность в ее решении.

Включение в состав выставки шести новых графических произведений Кандинского, недавно обнаруженных в фондах Кировского и Яранского музеев, является важным событием как для исследователей творчества художника, так и для широкого зрителя. Они удивительно свободны по композиции, раскрепощены по цвету, поражают тонкостью и изысканностью линейного ритма. Это своеобразные живописные «заметки», идеи которых нашли воплощение в последующих программных произведениях великого мастера.

 
В.В. Кандинский. Композиция. 1917.
В.В. Кандинский. Композиция. 1917.
В. В. Кандинский. Портрет Нины Николаевны Кандинской, жены художника
В. В. Кандинский. Портрет Нины Николаевны Кандинской, жены художника
В. В. Кандинский. Ахтырка. Две дамы.
В. В. Кандинский. Ахтырка. Две дамы.
В. В. Кандинский. Эскиз композиции \
В. В. Кандинский. Эскиз композиции \"Красное с черным\"
В. В. Кандинский. Акварель
В. В. Кандинский. Акварель
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года