Неизвестная провинция

Авторы:

Георгий Смирнов, Екатерина Шорбан, Анна Павлова

Темы:

Тема

Собор Воскресенского монастыря. 1663–1669. Храм Богоявления. 1681. Город Солигалич Костромской области. Съемка Павла Шармина

Изучение архитектуры русской провинции существенно меняет сложившиеся представления об истории отечественного искусства – так считает Георгий Смирнов, заведующий отделом Свода памятников художественной культуры Государственного института искусствознания.

«Ахтырское гнездо» в стиле ампир

Авторы:

Лариса Черкашина

Темы:

Тема

Церковь во имя иконы Ахтырской Божией матери. Современный вид

Славный век подмосковного имения Ахтырка, как и память о нем, померкли близ знаменитого соседнего Абрамцева. Так и осталось фамильное гнездо князей Трубецких в тени аксаковской, а потом и мамонтовской прославленной усадьбы.

«Ярмарка тщеславия». Из истории английской карикатуры

Авторы:

Геннадий Рождественский

Темы:

Коллекционер

Сэр Майкл Коста. Карикатура работы Лесли Уорда

Геннадий Николаевич Рождественский – один из крупнейших дирижеров современности. помимо этого он еще и знаток литературы и изобразительного искусства, исследователь и коллекционер, погруженный в сложнейшие проблемы культуры, нередко открывающий читателю неизвестные до сих пор имена и факты.

Благочестивые муромские жены

Авторы:

Александр Ужанков

Темы:

Ракурс

Женский труд (ткачество). Миниатюра из рукописного сборника XVIII века. Государственный Исторический музей. Москва

По мысли святых отцов, добродетельное житие является великим и искусным художеством. В этом непривычном для современного человека понимании подлинного искусства − искусства жизни − преуспевали женщины Древней Руси. Город Муром дал последующим поколениям многие образцы русской женской святости. Недаром Ф.И. Буслаев писал: «… на долю Мурома по преимуществу досталось литературное развитие идеального характера русской женщины». Образ русской святой − «искусной художницы» − встречает нас и в иконописи, и в книжной миниатюре.

Возрожденная традиция

Авторы:

Ольга Сухенко

Темы:

Презентация

Д.А. Белюкин. Афон снежной зимой. 2004. Х., м. 60х80. Частная коллекция

Вот уже почти год осуществляется беспрецедентная по нынешним временам творческая акция – передвижная выставка «Тихая моя Родина…», экспонируемая в разных городах Центрального федерального округа России. Выставка, организованная Полномочным представителем Президента России в Центральном федеральном округе и поддержанная общественным фондом «Центр Национальной Славы России», возрождает забытую традицию показа произведений художниками-передвижниками.

Воскресшая из небытия Юнкер-Крамская

Авторы:

Татьяна Юденкова

Темы:

Художник

И.Н. Крамской. Портрет С.И. Крамской. 1882. Холст, масло. 118х70,1. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

В 1908 году в городе Острогожске Воронежской губернии, на родине И.Н. Крамского, была открыта городская галерея его имени. Основу экспозиции составили более двадцати произведений художника, часть из которых была подарена организуемому музею семьей Крамского (1).

Михаил Цыбасов – ученик Павла Филонова

Авторы:

Людмила Соловьева

Темы:

Музей

М.П. Цыбасов. Портрет Олега Жакова в роли Тойво Антикайнена (в кинофильме «За Советскую Родину»). 1936–1937. Х., м. 58х48. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск

«Те, кто прошли школу Филонова и не «сломались», стали большими мастерами, имеющими собственное творческое лицо. Это – Глебова, Кондратьев, Хржановский, Гурвич, Порет, Евграфов, Цыбасов, Сашин, Зальцман и другие художники. Многие из них далеко ушли от строгих норм аналитического метода, но филоновская основа осталась для них почвой, питающей их собственное самобытное творчество» (1).
Е.Ф. Ковтун

Наследие Федора Бронникова в Шадринском музее

Авторы:

Ольга Морозова, Ольга Кожевникова-Клименская

Темы:

Музей

Ф.А. Бронников. Встреча псковичами греческой царевны Софьи Палеолог. Первоначальный эскиз. 1883. Холст, масло. 44,8х71. Шадринский краеведческий музей им. В.П. Бирюкова. Публикуется впервые

Провинциальный город Шадринск вошел в историю благодаря землякам: живописцу Федору Бронникову (1827–1902) и скульптору Ивану Шадру (1887–1941).

Нежная душа

Авторы:

Александр Минкин

Темы:

Ракурс

И.И. Левитан. Осенний день. Сокольники. 1879. Х., м. 63,5х50. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Эта статья – опыт нехрестоматийной интерпретации пьесы Чехова «Вишневый сад».
Автор расшифровывает тайны этого произведения*, и одна из них – образ Лопахина…

Печорская коллекция архимандрита Алипия

Авторы:

Юрий Мудров, Ольга Савицкая

Темы:

Коллекционер

Архимандрит Алипий. Фотография 1970-х гг.

Сегодня мы говорим о коллекционировании как о важнейшей части художественной жизни. Происходит постепенное возвращение традиционного отношения к собирательской деятельности любителей искусства и меценатов, без которых не было бы многих крупных музеев – ни Эрмитажа, ни Третьяковской галереи.

Портрет графини Грабовской

Авторы:

Андрей Наков

Темы:

Художник

Борис Кустодиев  (1878–1927).                      Портрет графини Грабовской. 1917. Холст, масло. 66 х 87,5

Портрет был написан Борисом Кустодиевым (1878–1927) в начале лета 1917 года, когда он выздоравливал, находясь в санатории Конкола (Выборг, Финляндия).

Поэтическая душа Русского Севера

Авторы:

Елена Ружникова

Темы:

Художник

С.Г. Писахов. Парусники у Рыбной пристани. На Северной Двине (Ночь).1912. Холст на картоне, масло. 36,5х48. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера». Архангельск

«Степан Григорьевич Писахов был поистине поэтической душой Севера: он знал его палитру, его музыкальную гамму, его говор, лукавство народной речи, мужественный склад поморов – все, что составляет самую глубинную природу северного края» (1). Эти слова писателя Владимира Лидина как нельзя более точно определяют личность этого необыкновенного человека, который родился и прожил всю свою жизнь в Архангельске.

Провинция «мирискусников»

Авторы:

Павел Павлинов

Темы:

Тема

Е.Е. Лансере. Нескучное. 1908. Бумага, акварель. 23,5х34. Частное собрание. Публикуется впервые

Изучение русской провинции отечественными и зарубежными художниками, начавшееся еще в эпоху Средневековья и отраженное, например, в иконописи XVII века, активизировалось на рубеже ХIХ–ХХ столетий. Рассматривая наследие мастеров того времени, можно констатировать, что среди них не было ни одного равнодушного к «провинциальной» теме.

Пушкин путешествует

Авторы:

Лия Певзнер

Темы:

Ракурс

Карта путешествий А.С. Пушкина (из книги К.Б. Бедлинского            «Страницы дней перебирая…». Тула, 1992)

Пушкин – автор поэтических картин русской природы, которые нам помнятся с юных лет. А с пейзажными рисунками Пушкина широкая публика незнакома совсем. Их немного, но среди них есть подлинные шедевры графики. Все они связаны с путешествиями поэта. Каждый из них – лаконичная, ясная композиция, законченная графическая картина. И в каждом − свой графический язык: Пушкин-рисовальщик линиями и штрихами всякий раз создает новые художественные образы.

С любовью к России

Авторы:

Зинаида Бонами

Темы:

Коллекционер

А. Клюндер. Портрет офицера лейб-гусарского полка. 1839. Бумага, акварель. 22,3х16,5. Собрание Й. Лида. Норвегия

Консул Йонас Лид, назначенный в 1914 году представлять молодое норвежское государство в Красноярске, был необычным человеком. Его коллекционерские пристрастия тоже были необычны. Русское собрание консула составляли произведения камерные, отражающие утонченный вкус владельца.

Сергиев Посад Константина Юона и Владимира Соколова

Авторы:

Татьяна Смирнова

Темы:

Тема

Юон К.Ф. Весенний солнечный день. 1910. Х., м. 87х131. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

«Сильно взволновали меня красочные памятники этого сказочно прекрасного городка, исключительного по ярко выраженной русской народной декоративности».
   Константин Юон

Художественные сокровища провинциального Рыбинска

Авторы:

Сергей Овсянников

Темы:

Музей

Н.К. Пимоненко. Последний луч. 1900. Х., м. 89x141. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Посетитель, первый раз попавший в залы Рыбинского музея-заповедника, ожидает увидеть экспонаты, рассказывающие о многовековой истории старинного русского торгового и промышленного центра – прославленной в XVIII–XIX веках «столицы бурлаков». Однако экспозиция музея обычного областного города не может не удивить своей коллекцией произведений искусства.

Художник своего времени Михаил Федорович Шемякин

Авторы:

Марина Агеева

Темы:

Музей

М.Ф. Шемякин. Пионерки на отдыхе. 1939. Холст, масло. 189,х95,5. Нижнетагильский музей изобразительных искусств

Имя московского художника Михаила Федоровича Шемякина (1872–1944) сегодня не на слуху, его творчество мало известно зрителям. Между тем произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в музеях многих провинциальных городов, таких как Тула, Тюмень, Сарапул, Клин.

Человек Серебряного века

Авторы:

Татьяна Пластова

Темы:

Художник

Д.И. Архангельский. В саду весной. 1924. Б., карандаш, акв. 29,3х40,5. Ульяновский областной художественный музей

Симбирский художник Дмитрий Иванович Архангельский был первым учителем рисования Аркадия Пластова. Он не только заметил и бережно раскрыл талант деревенского подростка, но и передал ему свое умение видеть мир, все богатство традиций русской культуры, научил его «любить искусство, понимать его, жить им каждую минуту своего бытия, видеть в нем смысл жизни».

 

The English version site

Russian Fine Art magazine: <a href='http://www.russianartmagazine.com/'>www.russianartmagazine.com</a>

Please visit RussianArtMagazine for the English version of our magazine.

«Романтики реализма»

«Романтики реализма»

20 июня – 5 июля 2009
Выставочный Центр Санкт-Петербургского
Союза Художников
Ул. Большая Морская, д. 38

Volkhonka Fine Arts Centre

Volkhonka Fine Arts Centre

Дни работы Volkhonka Fine Arts Centre для публики:
вторник и четверг (с 12:00 до 20:00), суббота (с 11:00 до 20:00).
Билеты можно приобрести в кассах комплекса храма Христа Спасителя и на сайте kassir.ru.
Адрес: ул. Волхонка, 15

Виктор Уфимцев (1899 – 1964). «Самаркандия»

Виктор Уфимцев (1899 – 1964). «Самаркандия»

22 мая — 19 июля 2009
Галеев Галерея
Б.Козихинский пер., 19/6,стр. 1

Пресса о журнале

В марте 2009 года в двух ведущих российских газетах были опубликованы статьи о журнале «Русское искусство».

Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года