Художник своего времени Михаил Федорович Шемякин

Авторы: Марина Агеева
М.Ф. Шемякин. Пионерки на отдыхе. 1939. Холст, масло. 189,х95,5. Нижнетагильский музей изобразительных искусств

Имя московского художника Михаила Федоровича Шемякина (1872–1944) сегодня не на слуху, его творчество мало известно зрителям. Между тем произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в музеях многих провинциальных городов, таких как Тула, Тюмень, Сарапул, Клин.

Волею судеб серьезное изучение творческого наследия М.Ф. Шемякина ведется сейчас далеко от Москвы – в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, где хранится 15 произведений художника. Именно там в феврале 2006 года состоялась персональная выставка Шемякина. Мы предлагаем читателям статью директора музея М.В. Агеевой, которая много лет занимается исследованием творчества мастера.

В коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств со времени его создания хранятся две работы Михаила Федоровича Шемякина: живописный женский портрет «Дама в светлом» (1909) и графический лист «И.В. Гржимали» (1907).

Занимаясь атрибуцией женского портрета, еще в 1980-е годы я списалась с сыном художника – Михаилом Михайловичем Шемякиным (1), который помог мне выяснить, кто на нем изображен. Личное знакомство с семьей художника состоялось лишь в 1999 году. В тот год в Москве в залах Государственной Третьяковской галереи в рамках проекта «Золотая карта России» проходила выставка произведений русских художников из фондов Нижнетагильского музея. На выставке в числе шестидесяти произведений была представлена картина Шемякина «Дама в светлом. Портрет А.И. Егоровой» (1909) – та самая, которая была атрибутирована мною с помощью сына художника. Кто-то из посетителей выставки, давний знакомый М.М. Шемякина, увидев работу его отца, сообщил ему об этом. Михаил Михайлович пригласил нас, сотрудников музея, к себе домой. С тех пор завязались дружба и деловые отношения между семьей Шемякиных и музеем. Богатый архивный материал, включающий документы, фотографии художника и его семьи, конспекты лекций и некоторые произведения отца М.М. Шемякин передал в Нижнетагильский музей.

Музейные сотрудники проделали огромную работу по сохранению творческого наследия М.Ф. Шемякина. Многие произведения из-за неправильного хранения в условиях квартиры сильно пострадали: жесткий кракелюр, утраты красочного слоя, грунта, а местами прорывы и осыпи – вот далеко не полный перечень «болезней» картин, поступавших в музей. Работы реставрировались во Всероссийском художественно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря или восстанавливались реставратором музея А.А. Наседкиной.

Михаил Федорович Шемякин – коренной москвич – родился в купеческой семье. Способности к рисованию он унаследовал от своего деда М.И. Шемякина, талантливого художника-самоучки. В 1892 году Михаил поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. «Помню, с каким трепетным волнением вошел я в здание красивой архитектуры с широкой лестницей, вестибюлем с колоннами и нишами, … со стенами, увешанными огромными картинами старых мастеров. Во всех классах стояли гипсовые головы, лежали маски, слепки с классической скульптуры… Все это наполняло стремлением к знанию, дисциплине и верой в возможности настоящей учебы, в судьбу своего творчества», – вспоминал художник (2). В то время там преподавали замечательные худож¬ники-педагоги, ученики П.П. Чистякова – И.М. Прянишников, В.Д. Поленов, А.Е. Архипов, К.А. Савицкий. У них Шемякин начинал свою учебу, а окончил училище в 1899 году в мастерской В.А. Серова и К.А. Коровина.

Уже в ученических работах Шемякина («Няня Дуня», 1895; «Вечерком за чай¬ком», 1895; «Девочка», 1896; «Крестьянин в Богемии», 1896) проявляются черты, которые стали ха¬рактерными для его дальнейшего творчества: глубокое проникновение во внутренний мир модели, стремление понять душу изображаемого человека. В это же время складывается и индивидуальная манера письма – обобщенность в передаче натуры, свобода густого широкого мазка.

В отделе графики ГТГ хранятся десять ученических рисунков Михаила Шемякина, выполненных углем, с пометками Валентина Серова. В них художник предстает уже зрелым рисовальщиком. Но, несмотря на это, Шемякин продолжает учиться: едет в Мюнхен к известному педагогу того времени Антону Ашбе (3), где занимается рисунком еще два года. В школе Ашбе учились в разное время И.Э. Грабарь, Д.Н. Кардовский (4), М.В. Добужинский, И.Я. Билибин.

Ашбе требовал, чтобы в рисунке головы и тела была трехмерная выразительность, живописность и реалистическая характеристика изображаемого человека. Простые и убедительные объяснения Ашбе заставляли учеников глубоко проникать в основы мастерства великих художников: «конструктивность пластической формы Поликлета и Фидия, живописную лепку и светопись Веласкеса и Рембрандта, живую синтетическую пространственную линию Гольбейна» (5). Там, в мастерской Ашбе, создан один из лучших рисунков Шемякина – «Католический монах» (1901–1902). Сын художника Михаил Михайлович Шемякин вспоминал, что этот рисунок висел в столовой в квартире Гржимали, находившейся в правом крыле здания Московской консерватории. Однажды к Гржимали пришел Федор Иванович Шаляпин, гости приготовились приветствовать его, но он, подойдя к рисунку, долго молча смотрел на него. «Потом оглянулся, и гости увидели двух «Монахов»: одного на рисунке, а другого великолепно, как только он мог это сделать, «сыграл» Шаляпин! Раздались дружные аплодисменты. Шаляпин спросил, чей это рисунок. «Моего зятя, Михаила Федоровича», – сказал Иван Войтехович. «Здорово!» – сказал Шаляпин и пожал руку моему отцу. Отец снял со стены рисунок и хотел подарить его Шаляпину, но тот сказал: «Что за кавказские манеры: понравилось гостю, значит – дарить.

Это – Ваше, и должно принадлежать Вам» (6). Рисунок представляет собой изображение гладко выбритой головы уже немолодого человека. Но главное в рисунке не просто передача знаний анатомии, но передача характера. Перед нами суровый и подозрительный человек, исподлобья смотрящий на зрителя. Его «сверлящие» глаза, кажется, проникают в вашу самую душу, выворачивая ее наизнанку.

Женские портреты занимают особую поэтическую страницу в творчестве художника. Портрет Н.В. Салиной, бесспорно, один из лучших. Он открывает серию портретов людей, связанных с искусством. На картине пред нами предстает обаятельная, уже немолодая женщина, улыбающаяся, жизнерадостная, с открытой душой: такие люди щедро дарят свой талант людям, отдавая им тепло своего сердца. Тонкий кружевной воротничок ярким пятном читается на фоне глубокой проработки синим цветом платья, подчеркивая лирический характер портрета.

Но вскоре в творчестве М.Ф. Шемякина появляются совсем другие по своей живописной структуре портреты. Они являются примерами освоения новой живописной системы – импрессионизма. В основном к ним относятся женские и детские портреты. В картине «На солнце» (из коллекции Т. Большаковой) фигура юной девушки с пышными золотистыми волосами и широкой сверкающей улыбкой теряется в ярких бликах солнца и света. Анатомическая точная передача фигуры не важна для художника. Главное для него – это феерия солнца, делающая окружающий мир радостным для человека. Передача состояния радости и счастья, рожденного в гармонии с природой, а также решение сложных живописных задач – вот что волновало художника в этот период.

Во многих произведениях, написанных после 1904 года, активно проявляются черты импрессионизма, источником которого послужили живопись и преподавание Константина Коровина. Учитель и ученик были очень похожи своим неуемным темпераментом, искренностью в отношении к модели. Коровин высоко ценил французских мастеров импрессионизма и говорил: «Выше импрессионистов художников не было и нет». Яркие и очень живые картины «Мать и дитя», «Семья художника» словно пронизаны солнцем, завораживают сложной игрой света и тени. Обращение к пленэру и решение задач по передаче световоздушной среды, то есть использование характерных приемов импрессионизма, мы видим в поздних работах художника, таких как «Девушка в розовом» (1922), «Улица в колхозе» (1936), «Портрет Маруси с Мишенькой» (1937), «Пионерки на отдыхе» (1939), «Девочки на террасе» (1940).

Параллельно с импрессионистическими исканиями художник работает и над декоративной выразительностью своих произведений. Соединение двух линий – импрессионистической и декоративной, свойственной модерну, – нашло воплощение в картине «Мать и дитя на солнце» (1907). Неожиданные ракурсы, подвижные золотистые рефлексы, отбрасываемые лучами солнца на лица матери и ребенка, раздельный широкий мазок – все это роднит картины с произведениями импрессионистов. В то же время нервная экспрессивность живописи и ее графической основы свидетельствует о влиянии на творчество художника стилистики модерна.

Жанровая размытость, характерная для русского импрессионизма, также получила свою интерпретацию в творчестве Шемякина («У лампы», 1896; «Вечерком за чайком», 1896; «За поливкой цветов», 1900; «У камина», 1902; «У окна», 1905). В по-домашнему простых, неприхотливых этюдах нашла выражение поэзия человеческого бытия, воплотилась идея гармонии человеческого существования.

Женившись на Людмиле Ивановне Гржимали (7), Шемякин вошел в музыкальный и артистический мир Москвы. В доме Гржимали постоянно бывали С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, С.И. Танеев, Ф.И. Шаляпин, А.В. Нежданова и многие другие. Эти встречи вдохновили художника на создание портретов и натурных композиций, принесших автору заслуженный успех (пример – картина «Трио Чайковского», являющаяся по сути групповым портретом музыкантов И.В. Гржимали, А.А. Брандукова, А.Н. Корещенко, исполняющих музыку П.И. Чайковского).

Среди наиболее зрелых произ¬ведений Шемякина следует назвать отмеченные глубоким психологизмом портреты ученого-медика профессора П.А. Минакова (1907) и физика П.Н. Лебедева (1917), а также типологический портрет с элементами жанра «Москов¬ский извозчик» (1910), написанный в необычной для художника яркой цветовой гамме и отличающийся мощной импрессионистической выразительностью. Картина имела большой успех на 39-й передвижной художественной выставке. В ней автор прославил «консерваторских» извозчиков, которые всегда дежурили на Большой Никитской у консерватории.

Шемякин, художник крепкой профессиональной выучки, с готовностью делился своими знаниями и мастерством с учениками. Его педагогическая деятельность началась в 1913 году, когда он создал небольшую студию. Опираясь на принципы школы П.П. Чистякова, Шемякин разработал свой метод, который лег в основу его педагогической деятельности. «Михаил Федорович так начинал работу: углем или кистью динамично обозначал напряженные основные направления, строящие композицию. Внутри холста как бы появлялось пространство, постепенно вырисовывались все более оживавшие формы; они обогащались цветом, детали органически возникали из больших, главных форм. Его произведениям присуща четко построенная композиция, где нет ничего случайного. В картине, по определению самого художника, все должно быть подчинено трем неразрывно связанным в единое целое элементам — композиции, конструкции и характеру… Он говорил ученикам: «Рисуйте так, как стреляет снайпер: ни одной линии, ни одного мазка мимо цели»(8).

После революции М.Ф. Шемякин принимал деятельное участие в организации в Москве рабфака искусств (1920–1929), где был первым заведующим изоотделением и преподавателем рисунка и живописи. С 1918 года Шемякин – профессор первых Свободных государственных мастерских, Вхутемаса и Вхутеина. С 1929 по 1934 год – доцент Московского высшего инженерно-строительного училища, Московского института инженеров транспорта и Военно-инженерной академии РККА. С 1934 года Михаил Федорович преподавал в Московском полиграфическом институте, а затем в Художественном институте (9) вместе с И.Э. Грабарем, С.В. Герасимовым, Б.В. Иогансоном и другими крупными художниками-педагогами советского времени.

В 20–30-е годы творчество Шемякина отмечено поиском новых героев нового времени («Женщина – милиционер в семье», 1930; «Агитатор в колхозной семье», 1938; «Пионеры на отдыхе», 1939). Но мастер остался верен ранее найденным художественным приемам, только его живопись становится более динамичной, экспрессивной: мощным звучным аккордом врывается красный цвет пионерских галстуков в картины посвященные молодежи, или мажорной нотой звучит ярко-зеленый колер травы и листвы в пейзажных этюдах.

Заметным событием в художественной жизни предвоенной Москвы стала персональная выставка произведений М.Ф. Шемякина к 35-летию его творческой и 25-летию педагогической работы, состоявшаяся в мае 1938 года в выставочном зале на Кузнецком мосту. После этой выставки многие работы художника разошлись по разным музеям Советского Союза (10).

Будучи во время войны в эвакуации в Ташкенте, Шемякин был привлечен к работе в качестве заведующего кафедрой рисунка в Московском архитектурном институте, эвакуированном в этот город.

Вернувшись в Москву в октябре 1943 года, Михаил Федорович продолжил педагогическую работу в Московском государственном художественном институте. В это же время он начинает писать картину «Великая русская школа живописи», посвященную мастерам отечественного искусства разных эпох от Феофана Грека и Дионисия до Сурикова, Репина, Серова. Однако из-за болезни эта работа осталась неоконченной. Михаил Федорович не дожил до Дня Победы, скончавшись 2 декабря 1944 года.

Примечания
1.
Шемякин Михаил Михайлович (1908–2003), сын художника М.Ф. Шемякина.
2. Шемякин М.Ф. Воспоминания. К 100-летнему юбилею Московского училища живописи, ваяния и зодчества // Панорама искусств. 12. М., 1989. С. 266.
3. Антон Ашбе (1862–1905), словенский живописец и педагог. В 1891 году основал частную художественную школу в Мюнхене.
4. Кардовский Дмитрий Николаевич (1866–1943), график, живописец, художник театра.
5. Шемякин М.Ф. Мои учителя // Юный художник. 1939. № 7.
6. Шемякин М.М. Мне выпало счастье родиться и жить в мире искусства // Мир музея. 1993. № 6. С. 35.
7. Шемякина Людмила Ивановна (1875–1932), урожденная Гржимали, была дочерью И.В. Гржимали – профессора Московской консерватории.
8. Шемякин М.М. Михаил Федорович Шемякин. Л., 1980.
9. Ныне – Московский государственный художественный академический институт имени В.И.Сурикова. Среди учеников Шемякина можно назвать Н.Ф. Денисовского, С.И. Дудника, Ю.П. Кугача, В.К. Нечитайло, Н.И. Осенева, Ю.И. Пименова, И.С. Рахилло, А.М. Руднева и многих других, ставших известными художни¬ками во второй половине ХХ века. «Огромное число советских художников прошло через его опытные руки педагога, многие художники обязаны ему правильным развитием их художественного дарования», – отмечал И.Э. Грабарь в своей вступительной статье к каталогу выставки 1938 года.
10. Произведения М.Ф. Шемякина находятся в музеях разных городов России и стран ближнего зарубежья – Риги, Ташкента, Луганска, Ашгабада, Кишинева, а также в частных коллекциях Чехии.

 
М.Ф. Шемякин. Портрет И.В. Гржимали. 1907.  Бумага, уголь.  62,5х48. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
М.Ф. Шемякин. Портрет И.В. Гржимали. 1907. Бумага, уголь. 62,5х48. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
М.Ф. Шемякин. Портрет отца. 1944. Бумага, соус. 79 х57. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
М.Ф. Шемякин. Портрет отца. 1944. Бумага, соус. 79 х57. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
М.Ф. Шемякин. Женский портрет. Около 1910. Холст, масло. 101,7х79,7. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
М.Ф. Шемякин. Женский портрет. Около 1910. Холст, масло. 101,7х79,7. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
М.Ф. Шемякин. Девочка в красном платье. Тамочка. 1936. Картон, масло. 100х81,5. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
М.Ф. Шемякин. Девочка в красном платье. Тамочка. 1936. Картон, масло. 100х81,5. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
М.Ф. Шемякин. Московский извозчик. 1910. Холст, масло. 191х162. Тульский музей изобразительных искусств
М.Ф. Шемякин. Московский извозчик. 1910. Холст, масло. 191х162. Тульский музей изобразительных искусств
М.Ф. Шемякин. Семья художника. 1909. Холст,  масло. 176х101. Тверская областная картинная галерея
М.Ф. Шемякин. Семья художника. 1909. Холст, масло. 176х101. Тверская областная картинная галерея
М.Ф. Шемякин. Дама в светлом. Портрет А.И. Егоровой. 1909. Холст, масло. 157х89,5. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
М.Ф. Шемякин. Дама в светлом. Портрет А.И. Егоровой. 1909. Холст, масло. 157х89,5. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
М.Ф. Шемякин. Трио Чайковского (И.В. Гржимали, А.А. Брандуков, А.Н. Корещенко). 1916. Холст, масло. 170х200. Государственный дом-музей П.И. Чайковского. Клин
М.Ф. Шемякин. Трио Чайковского (И.В. Гржимали, А.А. Брандуков, А.Н. Корещенко). 1916. Холст, масло. 170х200. Государственный дом-музей П.И. Чайковского. Клин
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года