«Ярмарка тщеславия». Из истории английской карикатуры

Авторы: Геннадий Рождественский
Сэр Майкл Коста. Карикатура работы Лесли Уорда

Геннадий Николаевич Рождественский – один из крупнейших дирижеров современности. помимо этого он еще и знаток литературы и изобразительного искусства, исследователь и коллекционер, погруженный в сложнейшие проблемы культуры, нередко открывающий читателю неизвестные до сих пор имена и факты.

В 2001 году в московском издательстве «Слово» вышла книга Г.Н. Рождественского «Треугольники». Думаем, что у этой уникальной книги нет аналогов: она похожа только на самое себя и щедро вознаграждает читателя за труд, который он прикладывает, внимательно знакомясь с ней. Книга была отрецензирована в первом номере нашего журнала за 2004 год. «Треугольники» доказали: музыкант, коллекционер, исследователь Рождественский, безусловно, еще и писатель, истинный литератор. В этом убеждает и настоящая статья Геннадия Николаевича, написанная специально для нас.

«Vanity fair» – «Ярмарка тщеславия» – так назывался еженедельник, первый номер которого вышел в свет в Лондоне в 1868 году. Издание успешно просуществовало в течение 46 лет и было прекращено в связи с разразившейся в 1914 году Первой мировой войной. Название еженедельника буквально повторяет название знаменитого романа Теккерея, печатавшегося в Лондоне отдельными выпусками в 1847–1849 годах и представлявшего собой «сатирико-юмористическую энциклопедию жизни европейского общества начала ХIХ века» (1).

В первом русском переводе роман назывался «Базар житейской суеты». Отражение этой «суеты» на страницах еженедельника ставил своей целью его основатель и издатель Томас Гибсон Боулс (2). Он чутко реагировал на направление и развитие вкусов викторианской и эдвардианской аристократии, составлявшей основную массу подписчиков и покупателей еженедельника. Каково же было содержание «Ярмарки»?

Обзор всемирных новостей за неделю, жизнь фешенебельных клубов, реклама вин, сыров, сигар, модной одежды, наконец – постоянно предлагаемая читателям на страницах журнала игра (ее называли «Doublets» – «Дублеты»). Она представляла собой поэтапное «превращение» одного слова в другое путем постепенной замены букв. В основном «дублеты» сочинялись самим Боулсом под псевдонимом «Чокер».

Читателю предлагалось первое и последнее слово, « начинку» он должен был сочинить сам. Скажем: первое слово – Moses (Моисей), последнее – Aaron (Аарон), а между именами этих двух библейских пророков могли быть помещены разные «переходные» варианты. В следующем номере появлялся «ответ-вариант», сочиненный Боулсом. Вот пример:

MOSES
ROSES
RASES
BASES
BASIS
BASIN
BASON
BARON
AARON

Могли быть найдены и более краткие пути «превращения» одного слова в другое. Создатель кратчайшего считался победителем игры.

К моменту создания «Ярмарки тщеславия» Боулс имел за плечами солидный опыт работы в таких сатирических журналах, как «Сова» и «Томагавк», откуда он перенес в «Ярмарку» традицию постоянного помещения портретных карикатур на знаменитостей сегодняшнего дня, часа и минуты… Это были английские политики, государственные деятели из разных стран, царственные особы, литераторы, спортсмены (в особенности известные «крикетеры»), драматические артисты и музыканты. Для создания портретов-карикатур Боулсом была создана особая «бригада», в которую входили Карло Пеллегрини (3), Теобальд Шартран (4), Жан-Батист Гут (5). Помимо них для «Ярмарки» работали художники с мировым именем, прославившие себя в других изданиях – Джеймс Тиссо (6), Джеймс Уистлер (7) и Уолтер Ричард Сиккерт (8). Однако особого внимания заслуживает художник-карикатурист Лесли Уорд, подписывавший свои работы псевдонимом «Spy» – «Шпион». Он нарисовал для «Ярмарки тщеславия» 1325 карикатур, что составило более половины портретов, появившихся на страницах журнала.

Лесли Уорд родился в семье художников в 1851 году. Среди его предков – знаменитый анималист Джеймс Уорд; его мать Генриетта Уорд – портретистка и педагог (среди ее моделей были члены королевской семьи). Однажды Джон Миллэ (9)показал работы молодого Уорда Томасу Гибсону Боулсу, искавшему замену знаменитому Пеллегрини. 1 марта 1873 года на страницах «Ярмарки тщеславия» появилась первая карикатура Уорда «Старые кости» (на доктора Ричарда Оуэна, известного зоолога, главу департамента естественной истории Британского музея).

Лесли Уорд скончался в 1922 году в зените славы. За семь лет до смерти он опубликовал мемуары под названием «Сорок лет «Шпиона» (они вышли в 1915 году в лондонском издательстве «Четто и Уиндас»). Книга состоит из воспоминаний о встречах с Патти (10), Салливэном (11), Тости (12), Уистлером, Суинберном (13) и множеством других интереснейших личностей. В своих мемуарах Лесли Уорд писал о журнале «Ярмарка тщеславия»: «Когда наступит время для написания объективной истории Викторианской эры, наиболее объективное отражение духа этого времени будет обнаружено в журнале «Ярмарка тщеславия».

Карикатуры из еженедельника «Ярмарка тщеславия» привлекли мое внимание в конце 1950-х годов, когда я начал регулярно посещать Англию. Оригиналы работ Уорда, Пеллегрини и других художников до 1889 года хранились в редакции журнала, а затем, распроданные на лондонском аукционе «Кристи», разлетелись по всему свету. Мне довелось видеть небольшое количество этих оригиналов на выставке 1976 года в лондонской «Национальной портретной галерее», посвященной журналу «Ярмарка тщеславия». Они были подарены галерее английским литературоведом Эдмундом Госсом (14), Александром Яковлевым (15) и другими собирателями. После посещения этой выставки я и стал собирать литографированные копии портретных карикатур на музыкантов из «Ярмарки тщеславия». Эта увлекательная «охота» продолжалась более 25 лет. Большинство литографий (всего их было опубликовано пятьдесят четыре) я купил в очаровательной «лавочке» Клайна А. Бардена на Хай-стрит Кенсингтон в Лондоне и у его соседа-конкурента Джона Рэйда на Кенсингтон Черч-стрит (оба специализировались на «ярмарочных» карикатурах).

Эти милые люди не только уступали мне находившиеся в их магазинах раритеты, но и разыскивали недостающие, пока моя коллекция не стала полной. С наибольшими трудностями досталась мне карикатура на дирижера Лэндона Роналда, появившаяся в «Ярмарке тщеславия» в 1913 году. Дело в том, что в разгар Первой мировой войны Китченер (16) призвал англичан сдавать макулатуру на нужды фронта, и таким образом тонны периодики, вышедшей незадолго до начала войны, попали под нож. Это, естественно, коснулось и «Ярмарки тщеславия», в связи с чем экземпляры журнала, вышедшие в 1913–1914 годах, можно было найти крайне редко. Я, в частности, «подкарауливал» своего Роналда целых шесть лет…

В настоящем номере «Русского искусства» репродуцированы портреты-карикатуры дирижеров из моего собрания.

Пояснения к подписям под иллюстрациями

1. Сэр Александр Кемпбелл Маккензи (1847–1935). Карикатура работы Лесли Уорда. Название – «Королевская академия музыки». Подпись – «Spy» («Шпион»). Год создания – 1904. А.К. Маккензи – шотландский композитор, скрипач и дирижер. С 1888 по 1924 год возглавлял Королевскую академию музыки. Наиболее известное произведение – оратория «Роза Сарона» (1884). Под управлением Маккензи в Англии впервые прозвучали Вторая симфония А.П. Бородина и Шестая симфония П.И. Чайковского.

2. Сэр Джулиус Бенедикт (1804–1885). Карикатура работы Лесли Уорда. Название – «Сладкие звуки». Подпись – «Spy». Год создания – 1873. Д. Бенедикт – немецкий композитор и дирижер. Учился у Гуммеля17, Вебера и Барбайи (18).
Руководитель оперных театров Неаполя, Вены и Милана («Ла Скала»).
Поддерживал молодых композиторов – Беллини, Россини, Доницетти. В Лондоне руководил театром «Друри-Лейн», с 1845 по 1878 год дирижировал симфоническими концертами в городе Норич. Наиболее известное произведение –опера «Лилия из Килларни» (1862).

3. Сэр Йозеф Барнби (1838–1896). Карикатура работы Лесли Уорда. Название – «Альберт-холл». Подпись – «Spy». Год создания – 1894. За полвека сделал для пропаганды классической музыки среди молодежи более, чем кто-либо другой.
Циклы его оркестровых концертов проходили в лондонских залах «Сент Джеймс-холл» и «Сент Эксетер-холл». На протяжении семнадцати лет был «директором музыкальных инструкций» в Итонском колледже. Музыкальный консультант крупнейшего лондонского издательства «Новелло».

4. Карл Мук (1859–1940). Карикатура работы А.Г. Уитерби (одного из издателей «Ярмарки тщеславия»). Название – «Вагнеровская опера». Подпись – «W.A.G.»
Год создания – 1899. Немецкий дирижер, прославившийся исполнением опер Вагнера. Дебютировал в 1880 году в Лейпциге. Работал в оперных театрах Цюриха, Зальцбурга и Праги. С 1906 по 1918 год возглавлял Бостонский симфонический оркестр. Первый исполнитель вагнеровской тетралогии «Кольцо Нибелунгов» в Петербурге.

5. Сэр Дэн Годфри (1868–1939). Карикатура работы Лесли Уорда. Название – «Дэн Годфри». Подпись – «Spy». Год создания – 1888. Д. Годфри происходил из семейства военных музыкантов, ведущего свое начало от Чарльза Годфри (1790–1863), барабанщика Королевской милиции. В 1889 году Дэн Годфри встал во главе Лондонского военного оркестра, а в 1893-м организовал в городе Борнмусе симфонический оркестр, которым руководил до 1934 года. В репертуаре Д. Годфри были малоизвестные произведения Бруха (19), Раффа (20), Свендсена (21) и Сен-Санса, а также английских авторов – Пэрри (22), Стэнфорда (23) и Элгара (24). В 1924 году лондонское издательство «Хатчинсон» выпустило в свет книгу Д. Годфри под названием «Воспоминания и музыка», где рассказывается о встречах со Стэнфордом, Элгаром, Блиссом (25) и Сибелиусом и освещаются теоретические аспекты искусства дирижирования.

6. Сэр Генри Вуд (1869–1944). Карикатура работы Лесли Уорда. Название – «Куинс-холл». Подпись – «Spy». Год создания – 1907. С именем великого английского дирижера прежде всего ассоциируются созданные им в 1895 году и существующие вот уже сто десять лет так называемые «Променад-концерты»,проводившиеся ежегодно в лондонском зале «Куинс-холл» при снятом партере, что позволило значительно увеличить количество слушателей и создать уникальную атмосферу непринужденности и активного «впитывания» музыки.
«Променад-концерты» осуществлялись преимущественно под управлением Генри Вуда вплоть до 1941 года, когда немецкая бомба превратила замечательный концертный зал в груду развалин. После катастрофы неутомимый Генри Вуд перенес «Променад-концерты» в лондонский Альберт-холл, где они происходят по сегодняшний день, с 1944 года называясь «Променад-концерты Генри Вуда».
Серия «Променад-концертов» длится около двух месяцев, их количество достигает семидесяти пяти. В «Променад-концертах» под управлением Генри Вуда состоялись английские премьеры многих произведений Малера, Шенберга, Бартока, Сибелиуса, Шостаковича (легендарное исполнение Седьмой симфонии в 1942 году). Блестящий оркестратор, Генри Вуд представил в «Променад-концертах» свои оркестровые версии вокального цикла Бетховена «К далекой возлюбленной», «Картинок с ыставки» Мусоргского, органной фантазии и фуги Баха (в последней работе он «скрылся» под псевдонимом «Кленовский», опасаясь – и не зря! – нападок критиков за «неуважительное отношение к Баху»!). В 1945-м была издана книга Вуда «О дирижировании», несмотря на свой небольшой объем вместившая в себя в концентрированной форме весь катехизис дирижерского искусства (русский перевод, выполненный моим отцом – дирижером Н.П. Аносовым (26), был издан «Государственным музыкальным издательством» в Москве в 1958 году). Я много раз дирижировал в «Променад-концертах Генри Вуда» самыми разнообразными программами, а также осуществил концертное исполнение оперной дилогии Берлиоза «Троянцы». Стоя за дирижерским пультом, я видел установленный перед гигантским органом бронзовый бюст Генри Вуда, «переселявшийся» в Альберт-холл на время «Променад-концертов» из Королевской академии музыки. Великий дирижер как бы «благословлял меня на подвиг ратный…».

7. Луиджи Ардити (1822–1903) – итальянский композитор и дирижер. Карикатура работы Карло Пеллегрини. Название – «Поцелуй». Подпись – «Ape». Год создания – 1885. Ардити дирижировал в оперных театрах Италии, а также в Гаване, Нью-Йорке, Лондоне и Санкт-Петербурге. Автор оперы «Шпион» (1856). Одно время в Лондоне его ассистентом был Генри Вуд. Ардити написал забавную книгу «Мои воспоминания» (Лондон, издательство «Скеррингтон и сын», 1896), в которой красочно описываются его гастроли в России в 1871 году.

8. Август Мэннс (1825–1907). Карикатура работы Лесли Уорда. Название – «Кристалл-палас». Подпись – «Spy». Год создания – 1895. Август Мэннс родился в немецком городе Штольценберге. С раннего детства обучался игре на скрипке и гобое, выступал в «садовых» концертах в качестве «стоячего скрипача» (а la Иоганн Штраус). В 1854 году приехал в Лондон, где стал ассистентом дирижера в зале «Кристалл-палас» («Хрустальный дворец»), куда его пригласил знаменитый впоследствии издатель музыкального энциклопедического словаря Джордж Гроув. В Хрустальном дворце Август Мэннс регулярно дирижировал на протяжении сорока шести лет! Концерты происходили каждую субботу в дневное время и по достаточно доступным ценам за билеты. Август Мэннс впервые в Англии осуществил циклические исполнения всех симфоний Шуберта и Шумана.

9. Лесли Уорд (1851–1922). Карикатура работы Жана де Палеологу (1855–?).
Название – «Шпион». Подпись – «Pal». Год создания – 1889. О Лесли Уорде я уже рассказал в начале статьи.

10. Сэр Майкл Коста (1808–1884). Карикатура работы Лесли Уорда. Название – «Оркестровка». Карикатура не подписана. Год создания – 1872. Сэр Майкл Коста – английский дирижер и композитор итальянского происхождения. Ученик Никколо Цингарелли (1752–1837), автора сорока двух (!) опер. Восемнадцати лет он приехал в Англию для участия в постановках сочинений Цингарелли. В двадцать один год стал дирижером Итальянской оперы в английской столице. Благодаря абсолютно бескомпромиссному отношению к исполнению своих обязанностей быстро завоевал репутацию «тирана». Однако хорошо известно, что ни один дирижер, работавший в то время в Англии, не смог достигнуть таких высоких художественных результатов, как Коста. Помимо оперных спектаклей он постоянно дирижировал концертами Лондонского филармонического общества, а также Генделевскими фестивалями в Хрустальном дворце. Наиболее значительные сочинения Косты – опера «Дон Карлос» (1844 – на 23 года раньше одноименной оперы Верди!), балет «Дочь огня» (1844), три симфонии. Коста славился мастерской «обработкой» оркестровых партий (расстановка штрихов, динамики, реплик и т. д.), значительно облегчавшей проведение репетиционного процесса.

Его примеру во многом следовал Генри Вуд. Мне довелось работать с комплектами партий, подготовленными Костой, качество которых меня всегда восхищало. Двумя серьезными хобби сэра Майкла были лошади и часы…

11. Сэр Лэндон Роналд (1873–1938). Карикатура работы «AST» (подпись не расшифрована). Название – «Гилд-холл мьюзик». Год создания – 1913. Лэндон Роналд – сын Генри Рассела, композитора, пианиста и певца, который исполнял на концертах свои песни, аккомпанируя себе на фортепиано. В этом смысле он был в какой-то степени «предтечей» советских композиторов-песенников (Н. Богословского (27), С. Каца (28), М. Фрадкина (29) и других), хотя тематика его песен была несколько иной. В самом начале своей музыкальной карьеры Л. Роналд дирижировал в лондонских оперных театрах («Ковент-Гарден», «Друри-Лейн») и регулярно дирижировал концертами только что сформированного (1904) Лондонского симфонического оркестра. Значительным событием в его жизни стала встреча с австралийской певицей Нелли Мельба (1861–1931), постоянным аккомпаниатором которой он стал, гастролируя по разным странам мира. С 1910 года Л. Роналд много лет возглавлял лондонскую Гилдхоллскую музыкальную школу – отсюда название карикатуры. Был одним из близких друзей Эдварда Элгара, который посвятил Роналду симфоническую поэму «Фальстаф». Деятельность Роналда в области звукозаписи была очень активной, сохранились его записи более 400 произведений различных авторов, осуществленных с Новым симфоническим оркестром и Оркестром Альберт-холла. Как композитор Л. Роналд наиболее ярко проявил себя в жанре романса. Десять его прелестных миниатюр на слова Рабиндраната Тагора и сегодня украшают программы английских певцов.
Лэндон Роналд – автор двух автобиографических книг: «Вариации на личную тему» (Лондон, издательство «Ходдер и Стоутон», 1922. Эта книга состоит из одиннадцати вариаций, из которых третья и четвертая посвящены Нелли Мельба) и «Я и другие» (Лондон, издательство «Сэмсон», 1931) с панегирической заметкой о гениальном Вилли Ферреро (30), литература о котором, увы, столь скудна…

12. Артур Никиш (1855–1922). Карикатура работы «OWL» (подпись не расшифрована). Название – «Никиш». Год создания – 1913. Великий венгерский дирижер мирового масштаба. В разные годы возглавлял оркестр Берлинской филармонии, лейпцигский оркестр «Гевандхауз» и Бостонский филармонический оркестр. Первый исполнитель Седьмой симфонии Брукнера и Третьей симфонии Скрябина. Учитель Эрнеста Ансермэ (31), Эдриена Боулта (32) и Вацлава Талиха (33).
Многократно гастролировал в России. Композитор и дирижер С.Н. Василенко (34) в своих «Воспоминаниях о дирижерах» писал: «Такого дирижера никогда у нас не было. С.И. Танеев, всегда сдержанный в своих суждениях, объявил во всеуслышание, что это гений».

Примечания
1
Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. Саратов, 1984. 2 Боулс Томас Гибсон (1842–1922), сын политика, депутата парламента Томаса Милнера-Гибсона.
3 Пеллегрини Карло (1839–1889), итальянский художник, натурализовавшийся в Англии. Сделал для «Ярмарки тщеславия» 333 карикатуры. Подписывался псевдонимами «Аpe» – «обезьяна» и «Singe» – «ожог».
4 Шартран Теобальд (1849–1907), французский художник, автор 68 карикатур, опубликованных в журнале.
5 Гут Жан-Батист (1883–1921), французский художник, автор 43 карикатур, опубликованных в журнале.
6 Тиссо Джеймс (1836–1903), французский художник, с 1871 по 1882 г. живший в Лондоне, где он «воспевал» элегантное общество. Неоднократно посещал Палестину, следствием чего было создание около 400 рисунков на ветхозаветные темы.
7 Уистлер Джеймс (1834–1903), американо-английский художник, учившийся в Париже и Санкт-Петербурге. В его творчестве значительное место занимает музыкальная тематика – «Симфония в белом», «Гармония в сером и зеленом», «Ноктюрн в черном и золотом».
8 Сиккерт Уолтер Ричард (1860–1947), английский художник датско-германского происхождения. Был ассистентом Уистлера и работал в Париже, в мастерской Дега. Входил в группу «Лондонские импрессионисты». Наиболее известные полотна – «Скука» и «Портрет дирижера Томаса Бичема».
9 Миллэ Джон Эверетт (1829–1896), английский художник, один из основателей «Прерафаэлитского братства».
10 Патти Аделина (1843–1919), итальянская певица. Царствовала на лондонской оперной сцене 25 лет. 11 Салливэн Артур (1842–1900), английский композитор. Написал 25 оперетт на тексты У. Ш. Гилберта (среди них – «Микадо» и «Гондольеры»).
12 Тости Паоло (1846–1916), итальянский композитор и вокальный педагог.
Преподавал пение членам английской королевской семьи.
13 Суинберн Элджернон Чарльз (1837–1909), английский поэт, близкий к прерафаэлитам.
14 Госс Эдмунд Уильям (1849–1928), копиист Британского музея. Был близок к прерафаэлитам. Изучал скандинавскую литературу. Одно время состоял в должности библиотекаря Палаты лордов. Находился в дружеских отношениях с К.И. Чуковским.
15 Яковлев Александр Евгеньевич (1887–1938), русский художник, ученик Д.Н. Кардовского. С 1920-х годов находился в эмиграции, преимущественно во Франции.
16 Китченер Горацио Герберт (1850–1916), лорд, английский фельдмаршал, военный министр с 1914 по 1916 год.
17 Гуммель Иоганн Непомук (1778–1837), австрийский композитор и пианист.
Ученик Моцарта и Сальери.
18 Барбайя Доменико (1778–1841), итальянский оперный антрепренер.
19 Брух Макс (1838–1920), немецкий композитор и дирижер.
20 Рафф Йозеф Иоахим (1822–1882), немецкий композитор, автор одиннадцати симфоний.
21 Свендсен Юхан (1840–1911), норвежский композитор и дирижер.
22 Пэрри Хьюберт (1848–1918), английский композитор и музыковед, один из зачинателей движения «Английское музыкальное возрождение».
23 Стэнфорд Чарльз Вилльерс (1852–1924), английский композитор.
24 Элгар Эдвард (1857–1934), английский композитор и дирижер.
25 Блисс Артур (1891–1975), английский композитор. С 1953 по 1975 год –
«Мастер королевской музыки». Автор «Цветной симфонии» (1938) и балета «Шахматы» (1937).
26 Аносов Николай Павлович (1900–1962), русский дирижер, профессор Московской консерватории по классу дирижирования (1940–1962).
27 Богословский Никита Владимирович (1913–2004), советский композитор.
28 Кац Сигизмунд Абрамович (1908–1984), советский композитор.
29 Фрадкин Марк Григорьевич (1914–1990), советский композитор.
30 Ферреро Вилли (1906–1954), итальянский дирижер.
31 Ансермэ Эрнест (1883–1969), швейцарский дирижер.
32 Боулт Эдриен (1889–1983), английский дирижер.
33 Талих Вацлав (1883–1961), чешский дирижер.
34 Василенко Сергей Никифорович (1872–1956), русский композитор.

 
Сэр Йозеф Барнби. Карикатура работы Лесли Уорда
Сэр Йозеф Барнби. Карикатура работы Лесли Уорда
Август Мэннс. Карикатура работы Лесли Уорда
Август Мэннс. Карикатура работы Лесли Уорда
Луиджи Ардити. Карикатура работы Карло Пеллегрини
Луиджи Ардити. Карикатура работы Карло Пеллегрини
Сэр Лэндон Роналд (1873−1938). Карикатура работы «AST» (инициалы не расшифрованы)
Сэр Лэндон Роналд (1873−1938). Карикатура работы «AST» (инициалы не расшифрованы)
Сэр Дэн Годфри. Карикатура работы Лесли Уорда
Сэр Дэн Годфри. Карикатура работы Лесли Уорда
Лесли Уорд. Карикатура работы Жана де Палеологу
Лесли Уорд. Карикатура работы Жана де Палеологу
Сэр Джулиус Бенедикт. Карикатура работы Лесли Уорда
Сэр Джулиус Бенедикт. Карикатура работы Лесли Уорда
Карл Мук. Карикатура работы А.Г Уитерби
Карл Мук. Карикатура работы А.Г Уитерби
Сэр Генри Вуд. Карикатура работы Лесли Уорда
Сэр Генри Вуд. Карикатура работы Лесли Уорда
Артур Никиш. Карикатура работы «OWL» (инициалы не расшифрованы)
Артур Никиш. Карикатура работы «OWL» (инициалы не расшифрованы)
Сэр Александр Кемпбелл Маккензи. Карикатура работы Лесли Уорда
Сэр Александр Кемпбелл Маккензи. Карикатура работы Лесли Уорда
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года