Возрожденная традиция

Авторы: Ольга Сухенко
Д.А. Белюкин. Афон снежной зимой. 2004. Х., м. 60х80. Частная коллекция

Вот уже почти год осуществляется беспрецедентная по нынешним временам творческая акция – передвижная выставка «Тихая моя Родина…», экспонируемая в разных городах Центрального федерального округа России. Выставка, организованная Полномочным представителем Президента России в Центральном федеральном округе и поддержанная общественным фондом «Центр Национальной Славы России», возрождает забытую традицию показа произведений художниками-передвижниками.

Экспонент – известный московский живописец и график Дмитрий Белюкин. Тема, обозначенная названием выставки, – главная в его искусстве. Основополагающая для русской пейзажной традиции с ее лирико-поэтической доминантой, эта тема в произведениях Белюкина решается с присущим его дарованию тяготением к эпичности. Автор всегда, еще со студенческих лет, чутко отзывался на важнейшую для отечественной истории и культуры проблематику. Подтверждением тому является картина «Белая Россия.

Исход» (1992–1994), а также пушкиниана, проходящая через всю профессиональную жизнь художника – от дипломной работы, сюжетно-психологической композиции «Смерть Пушкина» (1985–1986) до развернутого цикла иллюстраций к «Евгению Онегину» (книга вышла в 2002 году, автор макета – отец художника и его главный учитель Анатолий Иванович Белюкин). Пожалуй, в каждом произведении Дмитрия Белюкина, независимо от того, что становится объектом его внимания – исторические события, пейзажи с монастырями и «дворянскими гнездами» или святые места православия, – всегда чувствуются «уроки Пушкина». Это проявляется в одухотворении и поэтизации изображаемого. Склонный к эпосу, художник тем не менее даже в монументальных работах, например в «Панораме Афона с вершины Святой горы», остается лириком.

И «тихая» Родина в интерпретации Дмитрия Белюкина – это не только обжитый автором и хорошо знакомый ему уголок природы, это вся Россия, представленная в многочисленных пейзажах и исторических композициях широко и мощно.

Передвижная выставка имела большой общественный резонанс во всех регионах, где она проходила. Ее с нетерпением ожидали в следующем городе по маршруту передвижения. Не только картины мастера привлекали зрителей, но и сама личность художника.

По инициативе Д.А. Белюкина областные управления культуры заранее готовили встречи со зрителями. Каждому открытию выставки предшествовали беседы автора с сотрудниками музеев, после открытия проходили встречи со студентами художественных институтов, учащимися колледжей и семинарий. Большое внимание художник уделял темам «Пушкин и его эпоха», «Святые места Православия» и «Историческая живопись».

Происходили и встречи с собратьями по цеху – художниками местных творческих союзов. В Тамбове Дмитрий Анатольевич принял «вызов» местных художников и участвовал в портретном пленэре. А предоставленная администрацией Орловской области возможность поработать в Музее-заповеднике Спасское-Лутовиново вылилась в цикл пейзажей, посвященных уникальному уголку России.

 
Маршрут выставки: Тамбов – Липецк – Орел – Курск – Белгород – Тула – Москва
Маршрут выставки: Тамбов – Липецк – Орел – Курск – Белгород – Тула – Москва
Д.А. Белюкин. Дорога к храму. 2003. Х., м. 100х150
Д.А. Белюкин. Дорога к храму. 2003. Х., м. 100х150
Д.А. Белюкин. Вид с крыши Храма Гроба Господня на Соборную площадь. 2004. Х., м. Частная коллекция
Д.А. Белюкин. Вид с крыши Храма Гроба Господня на Соборную площадь. 2004. Х., м. Частная коллекция
Д.А. Белюкин. Панорама Афона с вершины Святой горы. 1999. Х., м. 96х156
Д.А. Белюкин. Панорама Афона с вершины Святой горы. 1999. Х., м. 96х156
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года