О русском серебре и уроках истории на аукционе «Тажан»

Авторы: Татьяна Барышева

Парижский аукционный дом «Тажан» (Tajan) относительно молод — ему всего сорок лет. Основатель «Тажана», мэтр Жак Тажан, и по сей день здесь, на своем «председательском» месте, со своим неизменным молотком. Однако неизменность, верность традиции сочетается в аукционной деятельности с разнообразием интересов, поиском новых путей. В год «Тажан» проводит примерно сто десять аукционов, на которые выставляются ювелирные изделия, вина, мебель, старинная и современная живопись, книги, фотографии, многое другое. об этом «другом» и пойдет речь в статье, автор которой заведует русским отделом аукционного дома.

«Тажан», несмотря на свою «молодость», аукционный дом с серьезной репутацией, с сетью представительств в Швейцарии, Монте-Карло, Бельгии и, само собой, Франции, где осело множество предметов русского искусства. Поэтому естественным, органичным было создание (по моему предложению) русского отдела.

И вот в 2003 году прошли наши первые «Аукционы старинного русского серебра». Положение было непростым: существуют такие гиганты, как «Сотби», «Кристи», следовательно, на рынок мы должны были выйти с новыми идеями. Мы решили сделать акцент на изделиях малоизвестных мастеров-серебряников. Ведь зачастую их работы не уступают ни по утонченности замысла, ни по технике исполнения изделиям прославленных фирм — Хлебникова, Сазикова, Овчинникова. К тому же они очень разнообразны, ибо исполнители меньше были подвержены диктату моды. Мастера второго ряда позволяли себе чаще работать по частным заказам, и отсутствие поточного производства допускало необыкновенно тщательную проработку всякой вещи. Публика была очарована, например, таким изделием, как серебряный кофейник, декорированный в стиле «обманки», с якобы накинутой сверху салфеткой: ее так и хотелось приподнять, не дать ей соскользнуть с поверхности (мастерская Г. Лизерина, Москва, 1895 год).

Встречались и вещи, интересные по своей незаурядной цветовой гамме, например, прелестная круглая коробочка работы неизвестного петербургского мастера 1894 года. Дело в том, что в ту пору были модны эмалевые изделия с целиком покрытой декором поверхностью; здесь же декор занимает лишь ее часть, да к тому же привлекает внимание глубокий, красивый цвет покрытия. И если говорить о миниатюрах, стоит упомянуть о тончайше выполненном портрете Павла I (конец XVIII века). Не только художественно, но и психологически, и исторически значимы и ценны та человеческая теплота, тот сочувственный интерес к неоднозначной личности императора, которыми дышит это изображение.

Об отечественной истории говорят и предметы, по-особому привлекшие собирателей: всякого рода ордена, медали, жетоны, знаки отличия Российской империи. Например, была выставлена на одной из аукционных продаж пектораль (нагрудный знак) лейб-гвардии Измайловского полка. Вещи такого рода очень редки на антикварном рынке, а эта еще и была в хорошем состоянии и с внушающим всяческое доверие происхождением. А кубок с крышкой — подарок последнего русского царя адмиралу Жерминэ! А галлипольские кресты; знаки корниловского движения; знаки, учрежденные Деникиным (они должны быть выставлены на аукционе, который только еще готовится), — все эти вещи многое, очень многое расскажут о страшных, печальных, но и величественных периодах русской истории.

Понятно, что большинство из этих предметов — «выходцы» из белоэмигрантских семей. Люди через все трудности жизни на чужбине пронесли память о прошлом, о родине, а вместе с памятью — осколки прошлого, вещи, вынесенные на французский берег валом истории. А если вернуться к практической стороне дела, к сохранности предметов, которые интересуют и собирателей, и устроителей аукциона, то здесь-то и сказалось преимущество такого материала, как серебро, перед фарфором и стеклом: серебряные вещи сохранялись и благодаря своей прочности, и из-за того, что в них видели ценность, берегли их «на черный день». Нечего и говорить о том, что особый исторический интерес всем этим кубкам, чаркам, ковшам и т. д. придавали дарственные надписи, а также имена прежних владельцев, тех зачастую родовитых семей, где они «жили» и служили. Аукционная публика по достоинству оценила представшее перед ней богатство: на втором аукционе были как известные коллекционеры и антиквары, решившие заниматься теперь еще и русским искусством, так и зрители, привлеченные красотой наших вещей. И мы приложим все усилия, чтобы предметы русского искусства получили то признание и то распространение, которого они заслуживают.

Впрочем, останавливаться на достигнутом мы не собираемся. В следующем аукционе ассортимент будет расширен. Будет представлена живопись (А.Н. Бенуа, Ю.П. Анненков, И.М. Прянишников), старинный фарфор, открытки, карты. Среди исторических раритетов — письма Марии Столыпиной, уникальная (выполненная, видимо, в юности) деревянная скульптура работы Николая Лансере «Офицеры, играющие в вист», несомненно, музейного достоинства (заметим, что долгое время она хранилась у вдовы барона Врангеля).

Конечно, мне как русской очень хотелось бы, чтобы наиболее значительные из проходящих у нас произведений в конечном счете нашли бы обратный путь в Россию. А пока: пока Франция готовит еще немало сюрпризов, связанных с русским искусством, с русской историей.

 
Наградной ковш из серебра с гравировкой и рельефными украшениями. Дарственная надпись датируется 1763 годом
Наградной ковш из серебра с гравировкой и рельефными украшениями. Дарственная надпись датируется 1763 годом
Серебряная чарка. 1794
Серебряная чарка. 1794
Большая серебряная кружка с крышкой, украшенная рельефным декором. Дарственная надпись датируется 1902 годом
Большая серебряная кружка с крышкой, украшенная рельефным декором. Дарственная надпись датируется 1902 годом
Серебряная памятная медаль в честь визита во Францию в 1896 году императора Николая II  и императрицы Александры Федоровны
Серебряная памятная медаль в честь визита во Францию в 1896 году императора Николая II и императрицы Александры Федоровны
Миниатюрный портрет императора Павла I в серебряной рамке. Конец XVIII века
Миниатюрный портрет императора Павла I в серебряной рамке. Конец XVIII века
Нагрудный знак (пектораль) лейб-гвардии Измайловского полка. Отлит по модели 1912 года
Нагрудный знак (пектораль) лейб-гвардии Измайловского полка. Отлит по модели 1912 года
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года