Без этикетки скучно

Авторы: Анна Чудецкая
Баронесса Филиппина де Ротшильд и зам. директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по выставкам и международным связям З.А. Бонами на открытии выставки «Мутон Ротшильд – искусство и этикетка». Фотография. Апрель 2005. Москва

«Порой этикетка, выполненная по эскизу известного художника, имеет значение для коллекционера вин, и даже не слишком редкая бутылка вина может благодаря этому быть продана за большую цену на аукционе», − сказала на пресс-конференции баронесса Филиппина де Ротшильд. А потом добавила: «Наше вино 1955 года с этикеткой по рисунку Жоржа Брака может стоить на аукционах вин Бордо до 1500-2000 долларов за бутылку».

На открытии выставки в ГМИИ баронесса в синем бархате и ослепительных жемчугах казалась олицетворением счастливого типа людей, прекрасно знающих цель своих стремлений, знающих, как ее достигнуть, и при всем этом не забывающих получать удовольствие от жизни. Дочь и наследница знаменитого барона Филиппа Ротшильда, сделавшая удачную театральную карьеру, она сейчас вместе со своими сыновьями является владелицей замка Мутон во Франции, а также владелицей компании Baron Philippe de Rothschild SA, всемирно известного экспортера вин Бордо. Компания владеет тремя марками высококачественного сертифицированного вина категории Premier Cru «Шато Мутон Ротшильд», «Шато д’Армайяк» и «Шато Клер Милон», а также несколькими марками вин более широкого потребления .

Одним из неординарных рекламных ходов, задуманных и осуществленных баронессой, стало всемирное турне выставки «Мутон Ротшильд – искусство и этикетка», начавшееся в 1981 году, и прошедшее в Лондоне, Берлине, Брюсселе, в Соединенных Штатах Америки, Канаде, Японии и Китае. В этом году пришел черед России, и после Нового Эрмитажа в Петербурге музей им. А.С. Пушкина открыл необычную экспозицию «Мутон Ротшильд – искусство и этикетка» (более чем 60 произведений, среди которых − работы ведущих мастеров ХХ века).

   Конечно, выставка имела не только художественное значение, что и было заявлено открыто и непринужденно. В первом же зале экспозиции гостей встречала скульптура золотого овна, выполненного несколько более натуральной величины. Ощущение больших денег, громкого имени, хорошего вкуса и запах коллекционных вин сообщил презентации атмосферу светского раута, и ни у кого из журналистов не возникло желания пошутить на «баранью» тему. Овен, конечно, не телец; главной темой экспозиции стало умение извлекать выгоду и из любви к искусству.

   … История началась в 1924 году, когда барон Филипп де Ротшильд (1902–1988) в ознаменование своего первого «розлива вина в бутылки в самом замке» заказал этикетку Мутона знаменитому плакатному художнику Жану Карлю. Традицией эта инициатива стала лишь после 1945 года. В ознаменование победы во Второй мировой войне Филипп де Ротшильд решил создать экслюзивную этикетку со знаком “V” (от «Victoire» победа), и с тех пор каждый год новому художнику предлагалось выполнить оригинальный эскиз для фирменной этикетки. Вначале барон Филипп де Ротшильд выбирал художников среди своих личных друзей (это были Мари Лоренсен, Леонор Фини, Жан Кокто).

   Ситуация изменилась в 1955 году, когда один из основателей кубизма Жорж Брак сам проявил инициативу и предложил создать этикетку вина. Этот жест стал прецедентом, после которого и самым именитым художникам уже было не только не зазорно, но и престижно сотрудничать с Ротшильдом. О выгоде – отдельный разговор: традиционно, начиная с 1946 года, художники получали гонорар за свою работу не деньгами, а вином.

Филипп Ротшильд самостоятельно принимал решение, подходит ли рисунок, не сообразуясь ни с рекомендациями, ни с известностью художника. Парадоксально, что в 1965 году он предпочел довольно неуклюжий набросок с изображениями забавных фигурок пляшущих менад работы Доротеи Таннинг, бывшей в то время женой Макса Эрнста, рисунку самого известного сюрреалиста. Однако этот случай − скорее исключение из правил, и к 1970-м годам все больше именитых художников принимают участие в этой необычной акции. Можно сказать, что это почти все крупнейшие художники нашей эпохи: Сальватор Дали, Хуан Миро, Марк Шагал, Пабло Пикассо, Пьер Сулаж, Георг Базелиц, Френсис Бэкон. Так создавалась замечательная коллекция, в которой каждый год появляется новое произведение.

   В 1956 году, сразу после Брака Ротшильд предложил сделать рисунок Павлу Челищеву, что, несомненно, многое говорит о вкусе и выборе барона. Павел Челищев, родившийся в России в 1898 году и умерший в Италии в 1956-м, живший в Париже, Берлине и в Америке, прославился своими декорациями для балетов Дягилева и эротическими рисунками, предназначенными не столько для публичного экспонирования, сколько для частных коллекций. Известно, что в 1930 годы Челищев был завсегдатаем салона г-жи де Сталь, и знаменитая писательница опекала его. С середины 1940-х годов Челищев разрабатывает концепцию «анатомической живописи», изображая фигуры с просвечивающими скелетами. Его рисунок для этикетки, пожалуй, принадлежит к самым большим удачам инициативы Ротшильда: изображение золотого барашка вписано в розовое пятно с очертаниями кляксы (выплеснувшегося вина) и расположено на фоне пересекающихся геометрических конструкций.

   Имя Челищева возглавило список художников русского происхождения, которые были привлечены Ротшильдом к сотрудничеству. В 1970 году Марк Шагал по личной просьбе Филиппа Ротшильда сделал рисунок для этикетки, используя свой многослойный метафорический изобразительный язык. В центре композиции – юноша под виноградной лозой, слева – окрашенное красным пятно с изображением птицы, справа простирается синее ночное небо с черным месяцем, под которым − женщина, протягивающая руки с гроздьями винограда юноше, а за нею – силуэт дома. В это время восьмидесятитрехлетний художник был в зените своей мировой славы, и его сотрудничество с Ротшильдами подняло жанр рисунков для этикеток на очень высокий художественный уровень, которому теперь уже могли соответствовать только художники «первой величины». Желание «не снизить планку» объясняет обращение Ротшильда к вдове Василия Кандинского с просьбой поместить на этикетку какой-нибудь рисунок основоположника беспредметного искусства. Нина Кандинская охотно откликнулась, и в результате вино 1971 года было украшено этикеткой с воспроизведением небольшой геометрической абстрактной акварели, датируемой 1930 годом (ныне эта работа является собственностью Центра им. Жоржа Помпиду). Тот же самый ход, когда для этикетки была использована работа, выполненная гораздо раньше, Ротшильд повторил и в 1972 году. На этот раз его избранником стал Серж Поляков (1900-1969), также весьма известный французский художник русского происхождения. Получивший благословение и поддержку от самого Василия Кандинского, Серж Поляков создал свой легко узнаваемый стиль – изображение цветных геометрических фигур. Своему стилю Поляков с редким постоянством следовал в течение десятилетий, и рисунок для этикетки, предоставленный Ротшильду наследниками художника, также весьма характерен для его творчества – красная геометрическая фигура-знак на густом черном фоне. Больше Филипп Ротшильд не привлекал наших соотечественников − в следующем, 1973 году этикетку сделал уже сам Пабло Пикассо (который, кстати, обыграл сюжет Доротеи Таннинг).

   Однако в 2002 году баронесса Филиппа Ротшильд обратилась к Илье Кабакову. Единственный представитель течения «московского концептуализма», получивший признание мирового художественного сообщества, Кабаков выполнил для баронессы рисунок «Окно», повторяющий одну из композиций его инсталляции «Дворец проектов» 1990-х годов. В центре четкого орнамента перекрещивающихся крыльев возникает контур округлого проема – словно многочисленные ангелы окружают то ли сноп света, то ли открывающееся отверстие в небесах. Этот одновременно ироничный и романтичный рисунок на сегодняшний день завершает череду рисунков для этикеток – ведь вино «Мутон Ротшильд» урожая 2003 года все еще находится в процессе созревания.

 
Илья Кабаков. Этикетка. 2002
Илья Кабаков. Этикетка. 2002
Павел Челищев. Этикетка. 1956
Павел Челищев. Этикетка. 1956
Василий Кандинский. Этикетка. 1971
Василий Кандинский. Этикетка. 1971
Марк Шагал. Этикетка. 1970
Марк Шагал. Этикетка. 1970
Сергей (Серж) Поляков. Этикетка. 1972
Сергей (Серж) Поляков. Этикетка. 1972
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года