Альпийская серия. Швейцарский поход Суворова на марках и открытках

Авторы: Всеволод Сахаров
Открытка, выпущенная бароном Фальц-Фейном в честь юбилея перехода Суворова через Альпы. 1999. Швейцария

В воспоминание подвигов русской армии, проделавшей под командованием великого Суворова легендарный Швейцарский поход 1799 года, написано множество книг и статей, созданы картины, сняты фильмы, установлены памятники и мемориальные доски, открыты музеи, отчеканены памятные медали. И особенное внимание было к этому историческому событию обращено в дни 200-летнего юбилея героической суворовской эпопеи. Русские снова появились в Швейцарии и повторили этот великий горный поход, прошли по историческим местам суворовской славы.

То, что мы здесь, в России, с восхищением и благодарностью помним о подвиге нашего великого полководца и его героических солдат, свершивших невозможное и победивших в тяжелейшем горном походе куда более сильную и многочисленную французскую армию, понятно. Но добрая память о Суворове и его чудо-богатырях сохранилась и в далеких Швейцарии и Лихтенштейне, по землям которых с боями и потерями прошли в конце XVIII века русские войска. Помнят и поныне их боевые подвиги, высокий нравственный дух, безукоризненную честность, уважение к местным жителям, готовность платить за продовольствие и ночлег. Об этом повествуют и интересная книга журналиста Г.П. Драгунова «Чертов мост. По следам Суворова в Швейцарии» (М., «Мысль», 1995), и много журнальных статей. Стоит вспомнить, что маленькая Швейцария была тогда глухой провинцией Европы, марионеточной Гельветической республикой, бесправной частью всемирной наполеоновской империи. Вместе с русскими войсками сюда пришли свобода, независимость и мировая история. Впоследствии именно победившая Наполеона Россия на Венском конгрессе сделала освобожденную Швейцарию подлинно независимой и даровала ей «вечный нейтралитет», а ее мудрый и дальновидный министр иностранных дел И. Каподистрия написал конституцию альпийской республики.

Все это начал именно Суворов. И благодарные швейцарцы открыли ряд музеев и памятников, хранят русские могилы и реликвии, выпустили особый, очень красивый и содержательный (в сущности, это маленькая книга) буклет «Суворов в Швейцарии» на русском, французском и немецком языках и опубликовали там многие уникальные картины, карты и гравюры. Стало ясно, что эти исторические события, сама живописная и героическая эпоха, ее замечательные люди отразились в европейском изобразительном искусстве. А поскольку Швейцария и особенно Лихтенштейн знамениты своими марками и почтовыми открытками, то суворовский поход нашел отражение и в мире филателии и филокартии.

Автор этой статьи начал собирать марки еще в школьные годы, но давно забытая его детская коллекция с обычными для 1950-х годов «колониями» и китайскими марками вдруг была извлечена и пополнилась новыми приобретениями. Неожиданно русская тема возродилась в замечательных марках и открытках Швейцарии и Лихтенштейна, где свое дело знают профессионально. Но нужны были повод, помощь, нужен был человек, который смог соединить все эти далековатые темы, страны и эпохи. Марки и открытки о швейцарском походе Суворова должны были быть созданы, напечатаны и присланы для помещения в мой альбом.

Здесь надо вспомнить славное имя и дела нашего известнейшего соотечественника, барона Эдуарда Александровича фон Фальц-Фейна, живущего в Вадуце, столице княжества Лихтенштейн. Потомок основателей крымского заповедника «Аскания-нова» (так называется и лихтенштейнская вилла барона) и дворянского рода Епанчиных, собиратель и меценат, вернувший на родину много памятников отечественной культуры, Эдуард Александрович сам прошел по пути Суворова, открыл новые исторические факты, нашел уникальные русские реликвии и способствовал выпуску первой зарубежной марки с портретом А.В. Суворова.

Эта марка, на которой воспроизведен известный портрет полководца 1799 года работы венского художника Йозефа Крейтцингера, была выпущена по совету и с помощью барона Фальц-Фейна почтовым ведомством Лихтенштейна 12 марта 1984 года. Цветной диапозитив с портрета, хранящегося в санкт-петербургском музее А.В. Суворова, был послан в Вадуц из России. Одновременно в Лихтенштейне были напечатаны и красочные открытки с портретом Суворова и этой маркой – картмаксимум.

Затем появилась и швейцарская марка, где изображены сам русский полководец, его генералы и солдаты, попирающие французские знамена, и знаменитый Русский крест, памятник Суворову и его солдатам, воздвигнутый Россией близ знаменитого Чертова моста, где в коротком смертельном бою над бездной столкнулись Россия и Франция и где был предопределен исход их многолетней исторической борьбы. А неутомимый барон Фальц-Фейн напечатал и великолепный картмаксимум для этой марки. На другой открытке, выпущенной Эдуардом Александровичем, – современный памятник Суворову на Сен-Готтарде работы русского скульптора Дмитрия Тугаринова. Многое из этих сокровищ барон Фальц-Фейн прислал в дар автору этих строк, и они здесь воспроизведены. Но хочется к его суворовским проектам присоединить и уникальную лихтенштейнскую открытку, посвященную бароном детищу его семьи – крымскому заповеднику «Аскания-нова». Там напечатаны не только украинские марки с изображениями асканийских пейзажей и животных, но и монеты, отчеканенные в Киеве в год столетия (1998) знаменитого природного заповедника, и герб его создателей Фальц-Фейнов.

Благодарим нашего замечательного соотечественника барона Эдуарда Александровича фон Фальц-Фейна за его многолетний и весомый вклад в мировую культуру, этот щедрый дар, увековечивший на почтовых марках и открытках Швейцарии и Лихтенштейна подвиги великого Суворова и его героических солдат во времена Швейцарского похода 1799 года. Они еще раз напомнили всем, что у русской истории есть своя особенная география, закрепленная в красочных почтовых знаках Швейцарии и Лихтенштейна.

 
Портрет А.В. Суворова, выполненный Йозефом Крейтцингером в 1799 году,  лег в основу изображения полководца на марках
Портрет А.В. Суворова, выполненный Йозефом Крейтцингером в 1799 году, лег в основу изображения полководца на марках
Портрет А.В. Суворова. Копия неизвестного художника с оригинала Дж. Аткинсона. Государственный исторический музей. Москва
Портрет А.В. Суворова. Копия неизвестного художника с оригинала Дж. Аткинсона. Государственный исторический музей. Москва
Открытка с изображением памятника А.В. Суворову на перевале Сен-Готтард (скульптор Д.Н. Тугаринов), выпущенная бароном Фальц-Фейном. Швейцария
Открытка с изображением памятника А.В. Суворову на перевале Сен-Готтард (скульптор Д.Н. Тугаринов), выпущенная бароном Фальц-Фейном. Швейцария
Звезда ордена св. Георгия, принадлежавшая А.В. Суворову. Государственный исторический музей. Москва
Звезда ордена св. Георгия, принадлежавшая А.В. Суворову. Государственный исторический музей. Москва
Знак ордена св. Анны 2-й степени, украшенный бриллиантами. Государственный Исторический музей. Москва
Знак ордена св. Анны 2-й степени, украшенный бриллиантами. Государственный Исторический музей. Москва
Русский крест ? памятник А.В. Суворову и его солдатам, воздвигнутый близ Чертова моста. Швейцария
Русский крест – памятник А.В. Суворову и его солдатам, воздвигнутый близ Чертова моста. Швейцария
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года