«Счастливая звезда» придворного живописца в России

Людмила Маркина

Тема


1 октября 1710 года в Вене художник Иоганн Готфрид Таннауер подписал договор, заключенный с ним по поручению русского двора бароном Урбихом. По взаимной договоренности, Таннауер соглашался за сумму 1500 гульденов «службу его царского величества принять, и его величеству живописью портретов больших и малых в миниатюре, имея искусство в обеих, наилучшим моим художеством служить» (1). При этом оговаривалось право Таннауера покинуть Россию в случае, если «его работа не будет угодна или обычай земли и воздух не позволят ему далее оставаться». Тогда художник вряд ли осознавал свою почетную миссию: ему было суждено стать первым в русской истории придворным живописцем.

Храмы династии Романовых в Крыму

Людмила Ширяева

Тема


Династия Романовых оставила яркий след в экономической и культурной ижизни Крыма. Под началом Романовых прокладывались дороги, развивалось виноделие, строились электростанции. Дворцово-парковые ансамбли Александра III в Массандре, Николая II в Ливадии, дворцы наследника-цесаревича в Саках, великих князей в имениях «Харакс», «Дюльбер», «Кичкине» являются уникальными архитектурными памятниками второй половины XIX – начала XX века.

«Домик маленький, собственный Ея Императорскаго Величества»

Юрий Мудров

Музей


Ансамбль дворцов и парков Ораниенбаума – «подлинное чудо полного чудес XVIII века». Так охарактеризовал Ораниенбаум знаменитый историк искусства и художник Игорь Грабарь.

Вклад императрицы Екатерины II в развитие русского медальерного искусства

людмила гаврилова

Музей


Наследие Екатерины II в области медальерного искусства, тесно связанное с занятиями императрицы русской историей, составляет неотъемлемую часть отечественной культуры. Вместе с тем в научной литературе оно не получило должного освещения и малоизвестно широкому кругу читателей (1).

Игрушки царских детей

Александр Греков

Музей


Игрушка – непременная участница жизни маленького человека, а иногда и взрослого тоже. «Игрушка – зеркало жизни», – емко сформулировал основатель первого в России и одного из первых в Европе музеев игрушки Н.Д. Бартрам.

Маленькое увлечение императора Николая I

Марина Сидорова

Архив


Практически все, хорошо знавшие императора Николая I, отмечали, что по вечерам он любил, сидя в окружении домочадцев, петь народные песни, сочинять военные марши и заниматься живописью.

«Альбомы есть зеркало души». О новой коллекции Константиновичей в Нью-Йоркской публичной библиотеке

Эдвард Касинец, Елена Коган

Архив


Поводом для написания этой статьи послужило неординарное событие – Нью-Йоркская публичная библиотека в ушедшем, 2005 году приобрела еще одну дворцовую библиотеку Романовых. Что же из себя представляет новое приобретение библиотеки, которое, естественно, попало в Славяно-Балтийский отдел?

«За веру и верность»

Ольга Землякова, Виктор Леонидов

Архив


1954 год. Только что умер Сталин. Но крах системы социализма и Советского Союза в то время никто еще не предрекал. Тем не менее в далеком американском штате Нью – Джерси, на окраине города Лейквуд, собираются русские эмигранты. В основном бывшие офицеры. Инициатором встречи был вахмистр 12-го уланского Белгородского полка, сын крупного ставропольского землевладельца Николай Андреевич Ковур. У этих людей не было сомнений, что когда-нибудь Россия вновь будет свободной, и что необходимо сохранить наследие своей любимой страны и передать его детям и внукам. Результатом собрания стало решение о создании культурно-просветительного и благотворительного общества. О названии не спорили. Конечно «Родина».

Камея работы великой княгини Марии Федоровны

Елена Долгих

Атрибуция


Стеклянная камея с портретом императрицы Екатерины II, созданная великой княгиней Марией Федоровной, супругой будущего императора Павла I, относится к тому типу памятников, которые открывают исследователю неведомый мир далекой эпохи во всем многообразии событий, человеческих взаимоотношений, творческих интересов.

Портрет Императора Павла Первого из собрания С.С.Боткина

александр савинов

Атрибуция


Историю портрета Императора Павла Первого, о котором идет рассказ, можно, на наш взгляд, назвать драматичной. Являясь одним из самых ярких произведений миниатюрной живописи 1800 годов – периода наивысшего расцвета этого вида искусства в России, портрет был хорошо известен до революции, но затем на многие десятилетия исчез из поля зрения, хранясь в частных собраниях.

Неизвестное об известном

Раиса Кирсанова

Атрибуция


Тема этой статьи – костюм как средство атрибуции произведений изобразительного искусства. Детали костюма играют важную роль в анализе художественного произведения даже в тех случаях, когда нет необходимости выяснять время его создания, национальную принадлежность изображенного, социальный статус и прочее. Такой анализ позволяет достаточно точно вписать портрет или жанровую картину в культурное пространство той или иной эпохи.

Российские императоры и Оружейная палата. Юбилейная выставка в Московском Кремле

Марина Павлович

Выставка


В марте–октябре 2006 года в Государственном историко-культурном музее-заповеднике «Московский Кремль» работает выставка «Российские императоры и Оружейная палата», приуроченная к 200-летию кремлевского музея. Впервые история Оружейной палаты рассматривается в тесной взаимосвязи с судьбой правителей Российского государства, сыгравших огромную роль в ее эволюции от царской сокровищницы до придворного музея и «святилища славы наших предков».

Иконописец Двора Его Императорского Величества

Жанна Белик

Художник


Во второй половине XIX – начале XX века преобладающей формой признания заслуг во всех видах деятельности было звание придворного поставщика. В 1856 году указом императора Александра II звание Иконописца Двора Его Императорского Величества, а вместе с ним право использовать на вывеске мастерской Государственный герб России и надпись «Привилегированный мастер Двора Его Императорского Величества» было пожаловано Василию Макаровичу Пешехонову.

Пьетро Каноника. Последний скульптор последнего царя

Михаил Талалай

Художник


Открытие в Петербурге монумента в память Русско-турецкой войны, сделанного туринцем Пьетро Каноникой, лаконично отмечено в дневнике Николая II под датой 12 января 1914 года: «Отправился в город в 11 час. Началась церемония освящения памятника посреди сквера у Михайловского манежа. В строю было 63 взвода. Погода была теплая. Памятник мне очень понравился» (1). Гигантский монумент, однако, просуществовал недолго – менее пяти лет.

Великий князь Николай Михайлович – историк и коллекционер

Анатолий Банников

Коллекционер


Русские великий князья из императорского дома Романовых внесли неоценимый вклад в российскую историю. Как правило, они занимали ответственные должности в государственном устройстве. Особо отличились великие князья на военной службе, на поприще науки и благотворительности. Не уступали им и женщины: многие великие княгини прославились на ниве культуры, меценатства, покровительства искусствам (1). Назовем лишь немногих: поэт Константин Константинович (К.Р. 1858–1915), пушкинист Олег Константинович (1892–1914), музейный деятель Георгий Михайлович (1863–1919), основатель русской авиации и нумизмат Александр Михайлович (1866–1933). Эта статья посвящена крупнейшему историку великому князю Николаю Михайловичу.

Поэтика белого цвета и личность императора Павла I

Елена Степанян

Ракурс


Калигулы последний час…
Павел, романтический наш император.
А.С. Пушкин

Его Императорское Высочество

Елена Бехтиева

Ракурс


Максимилиан-Евгений-Иосиф-Август-Наполеон (1817–1852) родился в Мюнхене и был сыном принца Евгения Богарне, пасынка императора Франции Наполеона I, и принцессы Амалии-Августы, дочери короля Баварии Максимилиана I. После смерти отца и старшего брата, супруга королевы Португалии Марии II да Глории, Максимилиан унаследовал титул герцога Лейхтенбергского. Под таким именем он стал известен в России. Максимилиан Лейхтенбергский был президентом Петербургской Академии художеств, положив начало назначению на эту должность членов императорской фамилии.

«Души моей царицы». Наталия Пушкина и русские императрицы в портретах и воспоминаниях

Лариса Черкашина

Ракурс


«Царствуй, потому что ты прекрасна»
Александр Пушкин – жене

Сокровища императорской России на антикварном рынке

Надежда Данилевич



Журнал «Русское искусство» начинает публиковать цикл путешествий по арт-рынку Европы Надежды Витольдовны Данилевич — известного художественного критика, писателя, литературного секретаря барона фон Фальц-Фейна.
Итак, путешествие начинается...

Дневники императрицы Марии Федоровны (1914–1920, 1923 годы). Москва, Вагриус, 2005

Евгений Пчелов

Рецензия


К числу наиболее ярких и авторитетных членов Дома Романовых рубежа XIX–XX веков, бесспорно, принадлежала супруга Александра III, императрица Мария Федоровна (1847–1928), чья жизнь вместила в себя и бурную эпоху преобразований Александра II, и спокойно-монументальное царствование мужа, Александра III, и тревожное правление сына, Николая II, и трагическую пору войн и революций, и горечь вынужденного изгнания.


«Романтики реализма»
20 июня – 5 июля 2009
Выставочный Центр Санкт-Петербургского
Союза Художников
Ул. Большая Морская, д. 38

Volkhonka Fine Arts Centre
Дни работы Volkhonka Fine Arts Centre для публики:
вторник и четверг (с 12:00 до 20:00), суббота (с 11:00 до 20:00).
Билеты можно приобрести в кассах комплекса храма Христа Спасителя и на сайте kassir.ru.
Адрес: ул. Волхонка, 15

Виктор Уфимцев (1899 – 1964). «Самаркандия»
22 мая — 19 июля 2009
Галеев Галерея
Б.Козихинский пер., 19/6,стр. 1

Пресса о журнале
В марте 2009 года в двух ведущих российских газетах были опубликованы статьи о журнале «Русское искусство».
