Визуальная книжная Россика Нью-Йоркской публичной библиотеки
Авторы: Хи Кван Ю, Эдвард Касинец, Елена КоганНью-Йоркскую публичную библиотеку называют библиотекой-музеем. В ней, как, впрочем, и в некоторых других крупных библиотеках мира, хранятся, помимо книг, картины, эстампы, гравюры известных и малоизвестных мастеров, полученные в дар вместе с книгами. Здесь находятся и накопленные за 150 лет богатейшие русскоязычные коллекции. Выставки на русские темы, организуемые библиотекой, всегда становятся важными культурными событиями и неизменно привлекают внимание публики.
Экспозиция под названием «Россия входит в мир: 1453-1825» (Russia Engages the World: 1453-1825), развернутая в двух больших выставочных залах библиотеки, открылась в октябре 2003 года и работала семь месяцев (вместо запланированных четырех — столь велик был интерес к выставке жителей Нью-Йорка и его гостей). Экспозиция была приурочена к 300-летию Санкт-Петербурга и 150-летию формирования коллекций Россики Нью-Йоркской библиотеки.
На выставке побывало более 100 тысяч посетителей. Люди шли знакомиться с историей России давних времен по экспонатам коллекций, причем самым впечатляющим на выставке был иллюстративный материал.
История Россики Нью-Йоркской публичной библиотеки — тема особая и очень обширная, многоплановая. В данной статье уместно напомнить, что собиралась Россика вдали от России, на другом континенте, но с осознанием и пониманием необходимости этого дела, при участии многих и многих людей. В коллекциях Россики немало рукописей и изданий, которые с полным основанием причисляются к книжным памятникам: обильно иллюминированные рукописи русского средневековья с ярко раскрашенными страницами, старинные и современные богато иллюстрированные подарочные и коллекционные издания, несколько сотен изображений в формате фолио, датированных XVIII и XIX столетиями, свыше 700 оригинальных альбомов, более 5000 снимков. Все они дают представление о больших и малых русских городах, сельских местностях, памятниках — в том числе культовых — искусства и архитектуры, народных типах, быте России. Собранные материалы, а также посвященные им издания — на русском, на многих европейских и восточных языках — хранятся в разных отделах библиотеки, но большая часть — в Славяно-Балтийском.
В 2000 году стартовал грандиозный проект «Галерея цифровой фотографии Нью-Йоркской публичной библиотеки» (New York Public Library Digital Gallery). Под его разработку и реализацию библиотека получила грант Национального Гуманитарного Фонда Америки (National Endowment for the Humanities). Тем самым было подчеркнуто общекультурное значение задуманного. Авторы проекта убедительно доказали не только необходимость сохранения визуального и текстового содержания редких и уникальных, малоизвестных или совсем неизвестных иллюстрированных материалов, но и потребность сделать эти материалы доступными для ученых и специалистов всего мира. Над реализацией проекта работает группа специалистов из 20 человек, владеющих методикой электронного кодирования, имеющих в распоряжении новейшие электронные машины. Доля участия Славяно-Балтийского отдела в этом проекте весьма значительна.
В чем смысл проекта? До сих пор библиотеки имели дело с традиционной, а с недавнего времени и электронной каталогизацией иллюстрированных изданий, но не с описанием каждой иллюстрации в книге, каждого изображения в альбоме. А наш проект нацелен именно на это. Для каждого изображения, будь оно внутрикнижное или внутриальбомное, разработана система электронного кодирования, оцифрования. Отбирались те рукописи и издания, изображения в которых, с точки зрения оригинальности, художественной ценности, редкости, заслуживают введения в систему онлайн. На первом этапе было отобрано приблизительно 1100 изданий большого формата по искусству и архитектуре из коллекций Славяно-Балтийского отдела и других отделов библиотеки.
Весь отобранный материал был условно, в соответствии с содержанием, разбит на пять групп. Первая — Археология и искусство. Сюда отнесены издания, среди которых, например, оригинальные акварельные зарисовки Ф.Г. Солнцева (1801-1892), печатавшиеся в знаменитом шеститомном издании «Древности Российского государства» (М., 1849-1853). На его страницах размещено 700 рисунков (они не переиздавались). Солнцев оставил заметный след в истории русского искусства. Он изучал и зарисовывал художественные памятники старины Москвы, Киева и многих других древних городов, принимал участие в их реставрации, срисовывал все то, что сохраняет память об укладе жизни, обычаях народов России — одежду, церковную и домашнюю утварь, оружие, даже конные сбруи. В Славяно-Балтийском отделе сделана роспись 326 оригинальных рисунков художника, большая часть которых оцифрована.
Не меньший интерес представляют изображения в «Собрании карт и рисунков к исследованиям о древностях Южной России и берегов Черного моря» (СПб., 1851) археолога, графа А.С. Уварова (1828-1884/85), иллюстрации в посвященных искусству иконописи трудах историка и искусствоведа Н.П. Лихачева (1862-1936), составившего «Материалы для истории русского иконописания» (СПб., 1906), «Историческое значение итало-греческой иконописи: изображения Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон» (СПб., 1911). Как известно, ученый собрал около полутора тысяч икон, купленных у него Николаем II в 1913 году за 300 тысяч рублей золотом и переданных в Русский музей.
Вторая группа — Архитектура и интерьер. Здесь выделены книги, содержащие иллюстративный материал, посвященный прежде всего строениям и комплексам культового назначения, включая литографированные виды горы Афон, описание греческих древностей графиком В.П. Орловым-Давыдовым (1809-1882) в его записках о пребывании на Ионических островах, в Греции, Малой Азии и Турции в 1835 году; интерьеры Храма святой Софии в Стамбуле Гаспара Фоссати (1809-1883). Его альбом «Храм св. Софии в Царьграде — Айя София в Константинополе» был издан в годы Первой мировой войны в Петрограде, в известной типографии Р. Голике и А. Вильбера. В нем — не только великолепно выполненные рисунки, но и рассказ о драматической истории христианской базилики, превращенной впоследствии в мечеть. Храм прославился как драгоценный и красивейший архитектурный памятник мира.
В этом же разделе — хромолитографии Зимнего дворца известного рисовальщика и живописца В.С. Садовникова (1800-1879). Ему принадлежат акварельные виды дворца с юга и запада, личных покоев Великих князей. Цветные хромолитографии помещены в издании «Царские палаты в Императорском Зимнем дворце» (СПб., 1858), посвященном Государю императору Александру Николаевичу.
Исторические события — третья группа, многочисленная и разнообразная. Сюда отнесены гравюры Алексея Зубова (1682-1751), изображающие события петровских времен. Известный мастер сумел соединить в своих произведениях традиции русского искусства XVII века и искусство западноевропейской гравюры. Он сохранил для потомства первые виды Петербурга и его окрестностей, рисунки кораблей молодого русского флота, образы Петра и его сподвижников, живые зарисовки быта и нравов. Изображенные им морские баталии положили начало жанру русской марины. В знаменитой «Книге Марсовой или Воинских дел» ему принадлежит 18 гравюр, в том числе 13 планов городов и крепостей, взятых русскими войсками в Северной войне. Один из лучших его рисунков — «Триумфальное шествие после Полтавы» (1711). В «виртуальную галерею» вошли прижизненно напечатанные рисунки Зубова.
Теперь станут широко доступными и иллюстрации из коронационных альбомов российских монархов, начиная от Анны Иоанновны. Среди них особо выделяются рисунки в альбоме, посвященном коронации императрицы Елизаветы Петровны, изданном в 1744 году в Санкт-Петербурге. В нем, помимо текста, 49 больших гравированных рисунков, выполненных лучшими граверами того времени (Х.А. Вортманом, Й.Е. Гриммелем, Г.А. Качаловым, И.А. Соколовым, Й. Стенгменом), изображающих императорские атрибуты власти, путь следования кортежа в Москву, шествие в собор, Грановитую палату Кремля и т. д. Подробно, мелко, но узнаваемо представлены гравированные изображения пира в кремлевской Грановитой палате по случаю коронации Екатерины II.
Люди и города — четвертая группа, включающая иллюстрации в книгах странствий по России как отечественных, так и иностранных путешественников, натуралистов. Среди них «Путешествие флота капитана Сарычева по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану» (СПб., 1802). Гидрограф и географ, основоположник полярной археологии Г.А. Сарычев (1763-1831) снабдил свой труд картами, планами, таблицами, но особую ценность имеют гравированные рисунки поселений, сцен из жизни северных народов, местные типажи. Оригинальные акварели, дополняющие описание Западного Урала натуралистом, географом и путешественником Петром Симоном Палласом (1741-1811), помещены в альбоме «Flora Rossica:» (Petropoli, 1784-1788).
В 1813 году был издан «Атлас к Путешествию вокруг света капитана Крузенштерна». В нем помещено более 100 гравированных рисунков (рисовали Д. Горнер и Д. Тилезиус, а гравировали более десяти лучших мастеров, среди которых И. Колман, И. Ческий, А. Ухтомский и другие) и более 100 планов, карт и схем. Для оцифрования использованы иллюстрации в описании путешествия Крузенштерна, изданном на английском языке в Лондоне в 1813 году. В этой группе и рисунки, выполненные с натуры художником П.И. Балашовым, и «Собрания видов местностей острова Валаама:» (СПб., 1863), литографированные И.Е. Лапингом (храмы и монастыри, скиты, церкви, часовни, пещеры, скалы, водные просторы Ладоги — все изображения в цвете).
Многие отобранные издания, в том числе и альбом «Российский царственный дом Романовых» (1896) содержат портретные изображения. Недавно издательство «Три века истории» выпустило полное репринтное воспроизведение знаменитых «Русских портретов XVIII и XIX столетий» Великого князя Николая Михайловича. Тираж был всего 600 экземпляров. Теперь портреты из оригинальных изданий, имеющихся в коллекции библиотеки, оцифрованы и вскоре станут доступны для всех.
И последняя, пятая группа — Развлечения, в которой немало изданий с занимательными иллюстрациями, дающими представление о том, как россияне отдыхали и развлекались, например «A Picture of St. Petersburgh in collection of interesting views of the city, the sledges and people» (London, 1815) — популярные сатирические картинки (среди них — хрестоматийная «Как мыши кота хоронили», изображения русских бань, эротические зарисовки и др.).
Приведенные примеры — малая доля того, что оцифровано. Поисковая база созданного виртуального справочника составила приблизительно 4000 иллюстраций и 1000 сопутствующих текстов из наиболее редких книг по истории, искусству и архитектуре с большим визуальным содержанием.
Надо сказать еще вот о чем. Отбор изданий и выявление иллюстраций для оцифрования в некоторых случаях влечет за собой необходимость консервации, то есть сохранения оригинальных изданий, находящихся в плохом состоянии, имеющих признаки разрушения. Но сейчас появилась возможность отправить в Северо-восточный Центр Консервации документов и сохранения переплетов (штат Массачусетс) более 60 изданий. После возвращения изобразительный материал в них будет оцифрован, а сами издания помещены в специальные шкафы, предназначенные для их хранения.
Проект New York Public Library Digital Gallery разрушает территориальные границы использования ценных иллюстративных материалов в книжных изданиях. Перспективы обращения к этой информации специалистов различных профессий и областей знаний трудно переоценить. И это только начало. Если и другие крупные библиотеки осуществят со временем подобные проекты, иными словами, будет создан сводный всемирный виртуальный каталог книжных изобразительных материалов, то станут возможными необыкновенные открытия и встречи — как общенаучного, так и личного, индивидуального значения. Не исключено, что в ряду бесчисленных фото- и художественных изображений кто-то найдет своих предков, узнает новое о своей родословной, в конечном счете — о себе самом.